Процедура распространения стандартов в странах СНГ
В октябрьском номере журнала «Стандарты и качество» №10, 2024 г. опубликована статья «Процедура распространения стандартов в странах СНГ» генерального директора ФГБУ «Институт стандартизации» Дениса Миронова, доктора технических наук, профессора ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», советника генерального директора ФГБУ «Институт стандартизации» Иосифа Аронова, кандидата биологических наук, доцента ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», начальника отдела методического обеспечения перспективных направлений работ ФГБУ «Институт стандартизации» Анны Рыбаковой.
Начиная с 2004 г. государства — участники СНГ формировали национальное законодательство в сфере стандартизации, которое определяло структуру данной системы, полномочия ее участников, порядок разработки документов и иные аспекты.
Немаловажным фактором являются подходы государств постсоветского пространства к изданию и распространению стандартов. Законодательство каждой страны СНГ (табл. 1) в той или иной степени регулирует этот вопрос, поскольку он входит в функционал национальных органов по стандартизации.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Определения понятий «официальное опубликование» и «распространение» установлены в законодательствах Азербайджанской Республики, Республики Беларусь и Республики Казахстан (табл. 2).
В приведенных определениях уже идентифицированы органы, осуществляющие опубликование/распространение. При этом в законодательстве Азербайджана и Беларуси установлен не только орган, но и способы распространения документов по стандартизации (предоставление или продажа).
Аналогичное определение понятия «официальное опубликование» было предложено в первых редакциях законопроекта «О стандартизации в Российской Федерации», подготовленного Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) в 2013 г. Однако в процессе согласования документа этот термин с определением был из него исключен.
ОБЗОР МЕХАНИЗМОВ ИЗДАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАНДАРТОВ
Законодательства по стандартизации государств — участников СНГ закрепляют несколько механизмов издания и распространения стандартов, основанных на следующих видах прав:
• авторское право, принадлежащее национальному органу по стандартизации1 (Азербайджан и Казахстан);
• исключительное право издания и распространения стандартов, устанавливаемое непосредственно в законе2 (Армения, Беларусь, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).
• право издания и распространения, определенное правительством страны в соответствии с бланкетной нормой закона (Кыргызстан и Россия).
Первый механизм в законодательстве Азербайджана и Казахстана устанавливается практически идентичными нормами. Так, в ч. 14.6 ст. 14 закона Азербайджанской Республики «О стандартизации» установлено, что «…применение и распространение документов по стандартизации осуществляется с соблюдением авторских прав. Официальные публикации защищены авторским правом национального органа по стандартизации». Аналогичным образом в ч. 5 ст. 14 Закона Республики Казахстан определено, что «…распространение документов по стандартизации и их копий осуществляется при условии соблюдения авторских прав».
Следует отметить, что только в законодательстве Азербайджана (п. 14.6 ст. 14) имеется норма, обеспечивающая применение официальных изданий стандартов при осуществлении подтверждения соответствия требованиям стандартов: «При подтверждении соответствия физические и юридические лица должны подтвердить право собственности на официальные публикации (получение документов по стандартизации от национального органа по стандартизации)».
Второй механизм, основанный на исключительном праве издания и распространения стандартов, реализован в законодательстве шести стран следующим образом.
В ст. 18 Закона «О стандартизации» Республики Армения установлено: «право на опубликование и распространение (предоставление) национальных стандартов, правил и указателей по стандартизации принадлежит Национальному органу по стандартизации».
В ч. 3 ст. 31 закона Республики Беларусь «О техническом нормировании…» определено, что официальное распространение (предоставление) документов национальной системы стандартизации, информации о них «осуществляется государственным органом, их утвердившим». При этом согласно ч. 6 этой статьи: «Официальное распространение (предоставление) … осуществляется также на возмездной основе национальным институтом по стандартизации»3. Кроме того, в Положении о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь4, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. №981, указано, что Госстандарт «…уполномочивает государственные организации на официальное распространение (предоставление) государственных стандартов Республики Беларусь…, им утвержденных, и информации о них».
В Республике Молдова согласно Закону «О национально стандартизации» в полномочия национального органа по стандартизации5 (ст. 6, ч. 1) включено «…обеспечение общественного доступа к информации о молдавских стандартах и к другим соответствующим публикациям и осуществление торговли стандартами».
В ч.2 этой статьи установлено исключительное право Молдавского института стандартизации реализовывать перечисленные действия. Кроме того, ч. 3 определяет право института на взимание платы за торговлю стандартами, распространение официального бюллетеня и изданий по стандартизации, за оказание услуг в области стандартизации. Перечень и тарифы платных услуг определяются правительством страны6.
В соответствии со ст. 14 Закона «О стандартизации» Таджикистана «…исключительное право опубликования и распространения государственных стандартов принадлежит уполномоченному государственному органу по стандартизации», функции которого возложены на ТАДЖИКСТАНДАРТ. Характерно, что в этой стране открытый доступ не означает безвозмездное предоставление, т.к. государственные стандарты после внесения оплаты предоставляются в соответствии с порядком, установленным уполномоченным государственным органом по стандартизации.
Согласно ст. 18 Закона «О стандартизации» Туркменистана исключительное право официального опубликования государственных стандартов и технических условий, прошедших государственную регистрацию, международных и межгосударственных (региональных) стандартов, стандартов иностранных государств, принятых к применению в Туркменистане, принадлежит Главной государственной службе «Туркмен- стандартлары» — уполномоченному органу в области стандартизации. Физическим и юридическим лицам обеспечивается свободный доступ к официальной информации о принятых нормативных документах7, а также к самим документам, если они не составляют государственную или коммерческую тайну.
В соответствии со ст. 23 Закона «О стандартизации» Узбекистана опубликование и распространение национальных стандартов осуществляется на договорной основе Национальным органом по стандартизации (Агентством «УЗСТАНДАРТ»).
Третий механизм издания и распространения документов по стандартизации реализован в законодательствах Кыргызстана и России.
Согласно ст. 42 Закона «О техническом регулировании в Кыргызской Республике» национальные стандарты, предварительные национальные стандарты и другие перечисленные в этой статье документы по стандартизации составляют Национальный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Порядок его деятельности, а также правила пользования этим фондом установлены Положением о Национальном информационном фонде технических регламентов и стандартов, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 мая 2006 г. No 3458. Фонд создается и ведется Центром по стандартизации и метрологии (ЦСМ) при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики.
В свою очередь, ЦСМ организует, в частности, «официальное опубликование (подготовка, издание и распространение) вновь вводимых в действие и переиздаваемых национальных стандартов, сборников национальных стандартов, международных, региональных стандартов, информационных каталогов и бюллетеней по стандартизации, а также предоставление пользователям:
• информации о документах (их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах;
• документов фонда и их копий на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме;
• информационной продукции и услуг, создаваемых на основе документов фонда (каталог документов по стандартизации, информационные бюллетени по стандартизации)».
Доступ к документам фонда свободный, его создание и ведение осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также средств от платных услуг, оказываемых ЦСМ, донорской помощи и грантов. При этом «…поиск, подбор запрашиваемых документов на бумажном или электронном носителе и обслуживание потребителей по информационному абоненту … осуществляются на платной основе согласно прейскуранту, утверждаемому уполномоченным органом в сфере антимонопольного регулирования».
В Российской Федерации применяется похожий способ регулирования. Согласно ст. 29 Закона «О стандартизации…» Росстандарт организует предоставление по запросам органов власти, юридических лиц, физических лиц информации о документах, содержащихся в Федеральном информационном фонде стандартов (далее — Фонд), а также выдачу в установленном порядке копий таких документов на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Оператор Фонда обеспечивает его работу согласно Положению о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 июня 2016 г. №589.
Приказом Росстандарта от 1 июля 2016 г. №846 Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») назначено оператором Фонда9.
Кроме того, приказом Росстандарта от 1 июля 2016 г. №84410 ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» определено в качестве уполномоченной организации «…по распространению документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, … и иных документов по стандартизации, составляющих Федеральный информационный фонд стандартов, в том числе путем предоставления права распространения таких документов другим организациям на договорной основе».
Важно отметить, что в законодательстве Молдовы, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана состав информации о стандартах определен напрямую. Так, данные о молдавских стандартах включают наименование, дату принятия и резюме; они доступны на официальной веб-странице национального органа по стандартизации и в его печатных изданиях (ст. 16 Закона Республики Молдова «О национальной стандартизации»).
В Казахстане к информации о документах по стандартизации, размещаемой на общедоступных интернет-ресурсах, относятся: наименование, область применения, дата и номер решения об утверждении, внесении изменений и отмене, сведения о разработчике (ст. 31 Закона Республики Казахстан «О стандартизации»).
В Кыргызской Республике согласно Положению о Национальном информационном фонде технических регламентов и стандартов предоставляемая пользователям информация включает срок действия, внесенные изменения, пересмотр, замену или отмену, а также сведения о разработчиках и утвердивших органах.
Закон Республики Узбекистан «О стандартизации» определяет, что информация о стандартах включает номер и наименование документа, область применения, дату и номер решения об утверждении, внесении изменений и отмене, сведения о разработчике (ст. 24 Закона).
ПРОБЛЕМА НЕВЕРИФИЦИРОВАННЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИИ
Представляется, что проблемы, возникающие в Российской Федерации в сфере распространения и применения стандартов (например, в практике аккредитации), во многом связаны с отсутствием правовых норм, устанавливающих состав информации о стандартах, а также определений понятий «официальное опубликование стандарта» и «распространение стандарта», что усугубляется правовым нигилизмом в этой области.
Размещение текста стандарта в сети Интернет на не определенных законодательством Российской Федерации порталах нельзя рассматривать как официальное опубликование. Такое размещение не позволяет воспринимать «стандарт» как официальный (юридически значимый) документ и использовать его в правоотношениях, обеспечении управленческой и производственной деятельности — например, при аккредитации, в документообороте и правоприменительной практике.
Официальный документооборот является частью управленческой деятельности страны, в которую включаются официальные документы. К сожалению, до настоящего времени отсутствует единообразный подход к определению понятия «официальный документ». Авторы считают, что официальные документы (в рассматриваемом случае — официальные стандарты) должны быть связаны с источниками происхождения и распространения. Они должны исходить от органов государственной власти и местного самоуправления, а также от иных организаций, которым государство делегировало это право. В конечном счете действующее законодательство в сфере стандартизации делегировало это право оператору Фонда, и никому иному.
Поэтому, когда пользователь получает (скачивает) текст стандарта из открытых источников, например из некоторой информационной системы, он должен понимать весь объем последствий, связанный с использованием неверифицированного стандарта неясного происхождения в конфликтных ситуациях. Риски включения в официальный документооборот предприятия неверифицированных стандартов отнюдь не нулевые: по данным Росстандарта, за год утверждается около 1700 документов. Каждый из них в среднем содержит десять ссылок на другие связанные с ним стандарты. Другими словами, речь идет о массиве из 17 тыс. документов, в которые могут регулярно вноситься изменения.
Рассмотрим показательный пример. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 июня 2022 г. №90 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), в т.ч. в п. 2 ст. 1, внесены изменения, существенно уточняющие сферу распространения этого регламента: «Настоящий технический регламент не распространяется на низковольтное оборудование … входящее в область применения и подлежащее подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) и «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011), за исключением кабелей, проводов, шнуров…». Однако эти изменения прошли незамеченными для многих информационных систем (например, AENOR, МЕГАНОРМ и др.) с 2022 г. до настоящего времени!
Если информационные системы не могут поддерживать в актуальном состоянии текст 52 регламентов, то можно себе представить, какой хаос творится с текстами национальных и межгосударственных стандартов, которых почти на два порядка больше!
Таким образом, действуя в полном соответствии с нормой Федерального закона «О стандартизации…», приобретая верифицированную версию стандарта у оператора Фонда, пользователь оградит себя от риска включения неверифицированного стандарта в официальный документооборот и от возможных негативных последствий этого действия в конфликтных ситуациях, связанных с юридически значимыми процедурами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сфере распространения стандартов в Российской Федерации фактически наблюдается некий произвол, связанный с нарушением прослеживаемости документов, принципиально важной для обеспечения официального документооборота стандартов. Покончить с этим очень легко: надо просто исполнять нормы действующего законодательства в сфере стандартизации.
В конце концов, как писал французский философ и правовед Шарль Луи де Монтескье: «Свобода — это право делать все, что разрешено законом».
1 Аналогичный подход применяется международными организациями по стандартизации, странами Евросоюза и США
2 Аналогичный подход применяется в Великобритании.
3 То есть Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС). https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C20600981.
4 https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C20600981.
5 Молдавский институт стандартизации.
6 Постановление Правительства Республики Молдова от 4 ноября 2016 года No 1213 (https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=91543#A4SL0N66FQ).
7 Согласно ст. 11 указанного закона государственные стандарты Туркменистана имеют статус нормативных документов.
8 https://cbd.minjust.gov.kg/57430/edition/1235226/ru.
9 Правопреемником ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» является ФГБУ «Институт стандартизации».
10 «О совершенствовании системы распространения документов по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии».