С Днём метростроителя!

02.10.2025
11:09
Сбойка на строительстве второго вестибюля станции «Рижская» БКЛ
Фото: АО «Мосметрострой»

2 октября в России отмечается профессиональный праздник – День метростроителя, установленный указом Президента РФ № 23 от 23 января 2023 года.

Об учреждении праздника глава государства рассказал в ходе церемонии открытия Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро в марте 2023 года. А его дата приурочена к историческому событию – 2 октября 1931 года Совнарком СССР принял решение о начале строительства метро в Москве.

Самые первые идеи по строительству метро в Москве появились ещё в 1875 году. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала до Марьиной рощи, но до проекта дело так и не дошло.

Спустя четверть века – в 1902 году – инженеры П. Балинский и Е. Кнорре предложили проект, который предусматривал соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Городская Дума отклонила эту идею, обосновав отказ недостаточной проработанностью проекта.

Однако уже через несколько лет к идее строительства метрополитена в Москве вернулись уже сами городские власти. Но начавшаяся Первая мировая, а затем гражданская война и, как следствие, экономические и кадровые трудности отодвинули решение транспортной проблемы на неопределённое время.

В очередной раз к идее строительства метро вернулись в 1924 году. Управлением московских городских железных дорог был разработан проект сети метро из 4 диаметральных и 1 кольцевой линий. А 2 октября 1931 года Совнарком СССР утвердил положение о «Метрострое» – организации, ответственной за прокладку и строительство веток метро, костяк которой составили инженеры-железнодорожники, а для строительства использовался зарубежный опыт. Первая шахта была заложена в ноябре 1931 года на опытном участке на Русаковской улице, неподалеку от будущей станции «Красносельская» Сокольнической линии.

Строительство южного наземного вестибюля станции метро «Крымская площадь» (сейчас — «Парк культуры»). Автор неизвестен. Начало 1930-х годов

Строительство первых очередей московского метро велось вручную, киркой и лопатой. Грунт выносили в тачках, а тоннели крепили деревянными балками. Риск обвалов, встречи с плывунами и грунтовыми водами был колоссальным. Метростроители тех лет были шахтерами, плотниками, бетонщиками-универсалами.

На строительстве московского метро. Автор Н. Грановский. 1930-е годы

Во время механизации в период с 1960 по 1990-е годы на смену кирке пришли первые проходческие щиты и комплексная механизация. Труд стал безопаснее, а темпы – выше. Это позволило тиражировать опыт Москвы на другие города-миллионники: Ленинград, Киев, Минск, Новосибирск, Нижний Новгород. Метростроитель из шахтера превратился в оператора сложной техники, инженера, монтажника. Появилась школа, стандарты, уникальные отечественные технологии.

Строительство станции метрополитена открытым способом, 1979 год
Фото: Борис Ушмайкин / РИА Новости

В век высоких технологий с 2000-х годов и по настоящее время метростроитель – это специалист, работающий на стыке профессий. Он управляет многотонной высокотехнологичной машиной – тоннелепроходческим комплексом, который не просто бурит грунт, а сразу укрепляет тоннель бетонными тюбингами, читает данные георадаров и датчиков, работает с цифровыми моделями, которые позволяют виртуально «пройти» тоннель до его прокладки и избежать ошибок.

Фото: ГУП «Московский метрополитен»

При этом и сегодня метростроители работают в невероятно сложных условиях: под исторической застройкой, руслами рек, ветками действующих метро и коммуникациями. Каждый метр проходки – это ювелирная работа, требующая предельной концентрации и точного расчета.

Труд метростроителя - это воплощение коллективного подвига. В нём нет места одиночкам. Здесь каждый виртуозно владеет своим инструментом: проходчик, бетонщик, монтажник, инженер-геолог, тоннельный обходчик, сварщик и начальник участка, проходки, чья ответственность сравнима разве что с ответственностью машиниста скоростного поезда, несущего тысячи жизней.

Железнодорожников и метростроителей объединяет не только общность технологий и стальных путей, а общая миссия – соединять города и регионы, создавая единое экономическое и культурное пространство страны, районы и людей внутри городов, создавая единый, живой и динамичный организм.

Организации, входящие в состав Ассоциации, члены Наблюдательного совета и весь коллектив ОПЖТ поздравляет метростроителей с профессиональным праздником и желаем вам, вашим семьям и коллегам крепкого здоровья, лёгких грунтов и точных расчетов, стабильности и уверенности в завтрашнем дне.