С Днём Великой победы!

08.05.2025
15:48

Предприятия железнодорожного машиностроения в годы Великой Отечественной войны осуществляли важные функции по мобилизации ресурсов, необходимых для фронта и тыла. Задача по производству техники для нужд армии стала приоритетной, и предприятия оперативно перестраивали свои производственные процессы для выполнения новых задач. В условиях нехватки квалифицированных кадров была разработана система переподготовки, что позволяло готовить специалистов для работы на производстве с учетом новых реалий войны в кратчайшие сроки.

Изменились и методы работы - внедрение новых технологий, оптимизация производственных линий, сокращение времени на изготовление продукции требовали от работников железнодорожной промышленности колоссальных усилий, знаний и опыта. Работники организовывали трудовые смены и увеличивали производительность, ставя перед собой высокие цели. Этот дух сплоченности и единства сдерживал упадок и подчеркивал важность каждого работника на предприятии. Важность единства и взаимовыручки стала основным принципом, объединяющим рабочих разных специальностей. Создание бригад, в которые входили как опытные специалисты, так и новички, позволило осуществлять масштабные работы, направленные на строительство и ремонт железнодорожного подвижного состава. При этом не прекращались и разработки новых типов вагонов и локомотивов.

Среди организаций-членов ОПЖТ есть заводы, чья история неразрывно связана с историей страны и событиями 1941-1945 годов. О героизме промышленников и рабочих в годы Великой Отечественной войны там помнят и чтут память своих героев. Вот лишь некоторые факты, свидетельствующие о трудовых и военных подвигах работников железнодорожной промышленности.

В коллективе ОАО «ТВЗ» (член ОПЖТ с 2007 года) трудилось семь Героев Советского Союза, 2426 рабочих, специалистов и служащих завода удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Двое работников АО «МЛРЗ «Милорем» (член ОПЖТ с 2007 года) были удостоены звания Героя Советского Союза, и один пришел с войны полным кавалером трех орденов Славы. Всего 1489 специалистов завода бились с фашистами на фронте в составе Красной Армии и Флота и 355 из них оставили на полях сражений Великой Отечественной войны свои жизни.

Работа трудящихся Московского тормозного завода - АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А.Егоренкова (члено ОПЖТ с 2007 года) была отмечена правительственными наградами, которые они получили не только за досрочное выполнение планов изготовления боеприпасов, но и за безупречное осуществление других важных заданий, где потребовалось проявить изобретательность и нестандартное мышление, недюжинное упорство.

Во время Великой Отечественной войны ОАО «ТМЗ им. В.В. Воровского» (член ОПЖТ с 2007 года) наряду с ремонтом тяговой техники обеспечил выпуск оборонной продукции. Однако в июле 1942 года предприятие под непрекращающимися бомбежками было эвакуировано в г. Тбилиси, где находилось до июля 1943 года.

За годы Великой Отечественной войны на АО «Калугапутьмаш» (член ОПЖТ с 2007 года) было разработано и освоено около 50 видов машин и изделий. Здесь выпускали: дезинфекционные камеры, копры с дизель-молотами, газогенераторы, реечные и паровозные домкраты, паровые подъёмные краны на железнодорожном ходу и другую технику.

АО «Барнаульский ВРЗ» (член ОПЖТ с 2008 года) в годы войны дал фронту миллионы снарядов, три ремонтно-восстановительных поезда, несколько банно-санитарных поездов, 2000 железных печей-времянок, 1700 новых вагонов. По сравнению с довоенными показателями к 1945 году выпуск валовой продукции на заводе увеличили в 35 раз.

С началом Великой Отечественной войны на заводе АО «Тулажелдормаш им. А.В. Силкина» (член ОПЖТ с 2018 года) был организован истребительный батальон, который защищал Тулу. В октябре 1941 года линия фронта приблизилась к Туле и завод был эвакуирован в Ташкент и Златоуст, где для фронта выпускались боеприпасы: мины и путеразрушители. На мощностях завода производились водомаслогрейки. Конструкция из двух котлов позволяла держать горючую смесь теплой для быстрого запуска танков и самолетов в зимнее время. Завод пробыл в эвакуации несколько месяцев, а с 1942 года началась разработка, а затем и производство противоминных тралов ПТ-3 для танков Т-34. Аналогичной техники не было у немцев, а у англичан подобные тралы появились лишь к концу войны. Это изобретение спасло жизни многих советских солдат и было удостоено государственных наград.

АО «ВМЗ» (член ОПЖТ с 2007 года) в годы войны освоил выпуск броневой стали, а также специальных труб для реактивных установок, корпусов снарядов, шанцевого инструмента, кроватей для госпиталей. Выксунские металлурги ежедневно совершали трудовой подвиг. Пришлось реконструировать мартеновские печи и прокатные станы для производства новых марок качественной стали. В результате напряжённой работы план выпуска спецстали за второе полугодие 1941 года был выполнен заводом на 418%!

В октябре 1941 года из-за приближения немецких войск к Москве АО «НПО «Электромашина» (член ОПЖТ с 2007 года) было эвакуировано в Челябинск, где с декабря начал выпускать продукцию для танков Кировского завода (ЧТЗ). Так эвакуированное предприятие стало частью Танкограда. Именно Завод электромашин обеспечил электрооборудованием знаменитый Т 34.

В годы Великой Отечественной войны завод АО «Транспневматика» (член ОПЖТ с 2007 года) стал производить мины для ротных минометов, гранаты «лимонки» и котлы для походных кухонь двух различных типов. Рабочая смена в войну на заводе длилась 12-15 часов в сутки, завод стал производить поршневые кольца для Калининского фронта. В начале 1944 года завод получил крупное задание по военной продукции: освоить массовое производство мин более крупного калибра для батальонного миномета, и успешно его выполнил.

АО «НПО автоматики» (член ОПЖТ с 2009 года) было образовано в годы войны на базе эвакуированного Киевского радиозавода и осуществляло производство танковых переговорных устройств.

В годы Великой Отечественной войны АО «Научно-производственная корпорация «УРАЛВАГОНЗАВОД» (член ОПЖТ с 2007 года) стал основным производителем танков Т-34. Всего за годы войны с конвейера в Нижнем Тагиле сошло более 25 тыс. легендарных бронемашин.

В целях мобилизации научных сил АО «ВНИИЖТ» (член ОПЖТ с 2009 года) вошел в состав Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ЦНИИ НКПС), основной целью которого являлось техническое прикрытие путей сообщения, соединяющих фронтовую зону с районами оборонных ресурсов, включая соответствующую нормативную базу и создание новых конструктивно-технологических решений, повышающих провозную и пропускную способность транспортных перевозок.

Главной задачей АО «ЛЕПСЕ» (член ОПЖТ с 2019 года) в годы войны стало серийное производство электрооборудования для пикирующего бомбардировщика Пе-2 и выпуск магнето БСМ-14. Также завод освоил изготовление корпусов ручных гранат

ПАО «УралАТИ» (член ОПЖТ с 2016 года) основано в 1942 году на базе эвакуированного оборудования и специалистов Ленинградского, Ярославского и Егорьевского заводов. На предприятии был налажен выпуск армированного полотна, освоен весь ассортимент эвакуированных заводов.

Более 600 студентов, рабочих и служащих ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) (член ОПЖТ с 2012 года) приняли участие в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Москве, своим самоотверженным трудом они заслужили благодарность командования Западного фронта.

Объем научно-исследовательских работ в МГТУ им. Н.Э. Баумана (член ОПЖТ с 2018 года) начиная с 1941 непрерывно возрастал. На основе исследований, проведенных в годы войны, защищено 10 докторских и 42 кандидатские диссертации. Большая часть исследований была внедрена в производство и принята на вооружение Красной Армии. Бауманцы внесли неоценимый вклад для победы на фронте, в т.ч. создавали и внедряли разработки, не имеющие аналогов.

За годы войны учёными ФГБОУ ВО «ПГУПС» (член ОПЖТ с 2018 года) было выполнено более 600 научных изысканий по заказу правительства Ленинграда и руководства Октябрьской железной дороги. С некоторыми видами работ могли справиться только наши специалисты, так как таких компетенций не было ни у кого в городе. Выпускники ФГБОУ ВО «ПГУПС» разработали схему развития инфраструктуры в Кобоне с большим количеством причалов, подъездных автомобильных и железнодорожных путей. Всё это было построено за осень-зиму 1941 года, что спасло жизни тысяч ленинградцев в Дни блокады.

Каждый год мы вспоминаем наших героев – тружеников отрасли, давших нам возможность жить и гордиться своей страной своим тяжёлым трудом, своими жизнями.

Поздравляем с Днем Победы!