Состоялась международная конференция НП «ОПЖТ», приуроченная к Всемирному дню качества

11.11.2021
21:17

11 ноября 2021 г. на площадке АО «Фирма ТВЕМА» в гибридном формате состоялась международная конференция НП «ОПЖТ», приуроченная к всемирному дню качества, на тему: «Управление качеством в железнодорожном машиностроении: традиции и современный подход».

Мероприятие собрало рекордное количество участников: более 180 представителей из 79 организаций железнодорожной отрасли.

Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович в своем приветственном слове отметил, что Партнерство считает вопрос качества ключевым в железнодорожном машиностроении и активно участвует в профильных мероприятиях, начиная с 2008 года. Была отмечена тенденция планомерного улучшения качества железнодорожного подвижного состава. Кроме того, в рамках Партнерства ведёт активную работу Комитет по качеству, который возглавляет вице-президент НП «ОПЖТ», генеральный директор «ИЦПВК» Олег Сеньковский. Также было отмечено, что НП «ОПЖТ» участвует в рабочей группе ISO/ТС 269/WG 5 «Система менеджмента качества в железнодорожной отрасли» и способствует внедрению стандарта ISO/TS 22163 IRIS на входящих в его состав предприятиях. На сегодняшний день Россия занимает второе место в мире по количеству выданных сертификатов IRIS (впереди только Китай) - они выданы уже 138 компаниям.

С приветственным словом выступил генеральный директор АО «Фирма ТВЕМА» Владимир Тарабрин. Он отметил, что компания является мировым лидером в области разработки, производства и внедрения систем для диагностики железнодорожной инфраструктуры - уделяет большое внимание вопросам качества как ключевому аспекту конкурентоспособности предприятия. Также он подчеркнул важность совершенствования качества выпускаемой продукции и получения международных и европейских сертификатов.

Генеральный директор Европейской ассоциации производителей железнодорожной техники (UNIFE) Филипп Ситроен отметил успешное внедрение на российских предприятиях международного стандарта железнодорожной промышленности (International Railway Industry Standard) IRIS, позволившего увеличить привлекательность железнодорожного транспорта, экологичность и мобильность, а также отметил важность создания систем качества.

Заместитель генерального директора АО «Фирма ТВЕМА» Виктор Бугаенко выступил с докладом, посвященному обеспечению качества и метрологии высокотехнологичных измерительных систем и комплексов диагностики инфраструктуры, подробно остановившись на специализации АО «Фирма ТВЕМА». Отдельно он подчеркнул важность образовательной миссии, которую несет коллектив компании: ее собственный учебный центр с 2009 года подготовил более 9000 специалистов.

Заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Артур Акопян в своем выступлении отметил важность подготовки квалифицированных специалистов и выработки критериев оценки экспертов в области качества. Свой доклад «Формирование технических требований к перспективному подвижному составу и элементам инфраструктуры» он посвятил перспективным разработкам новой конструкции пути и системам контроля, позволяющим увеличить скорость перемещения грузов.

Темой выступления заместителя начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» Романа Арнаутова стал анализ тенденций изменения качества выпускаемой продукции железнодорожного машиностроения, в котором он развернуто представил структуру организации приемки железнодорожной продукции. Он отдельно отметил увеличение случаев фиксации некачественных комплектующих, принятых отделом технического контроля предприятия производителя. Вместе с тем, в целом была отмечена тенденция уменьшения отказов железнодорожного подвижного состава.

Заместитель директора инженерного центра АО «Синара – Транспортные Машины» Леонид Кузнецов в своем докладе «Обеспечение качества и сроков вывода на рынок инновационных продуктов СТМ» рассказал о подходах к проектированию современных и перспективных моделей подвижного состава BIM (прим. - BIM - это создание виртуальной трехмерной модели на основе чертежной, конструктивной, экономической, инженерной, технологической, эксплуатационной информации), а также об огромном запросе на инновации в подвижном составе с самым современным функционалом. Современные подходы позволяют одновременно создавать широкие линейки продукции для максимального удовлетворения заказчика. Леонид Кузнецов призвал участников конференции совместно проработать внесение изменений в межгосударственный стандарт ГОСТ 15.902-2014 «Порядок разработки и постановки на производство», который в данный момент не учитывает современные методы разработки продукции. На конференции было принято решение организовать актуализацию ГОСТ 15.902-2014 «Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство».

Управляющий директор по качеству и надежности АО «Трансмашхолдинг» Валоги Алекс Сухинин представил в своем докладе «Достижение нулевого количества дефектов за счет реализации модели операционной эффективности» реализацию концепции развития качества в АО «Трансмашхолдинг», которая позволяет компании повысить надёжность выпускаемой продукции.

Директор по инновациям ООО «Ключевые Системы и Компоненты» Олег Росляков рассказал об управлении качеством высокотехнологичных компонентов с учетом контрактов жизненного цикла. Он доложил о системе мониторинга пассажирского вагона, которая в будущем перерастет в платформу и позволит осуществить мониторинг состояния пассажирского вагона с контролем более четырех сотен различных параметров. Перспективная платформа позволит грамотно собирать данные для предиктивной аналитики, которая, в свою очередь, будет способствовать управлению себестоимостью. По мнению докладчика, на этом пути еще необходимо принять большое количество стандартов, позволяющих воплотить данную экосистему в жизнь.
Первый заместитель генерального директора АО НПЦ ИНФОТРАНС Владимир Ефремов выступил с докладом, посвященному качеству продукции и экспорту. Он поделился опытом работы на высококонкурентных европейских рынках Германии и Швейцарии диагностического поезда MISS DV и диагностического комплекса gDFZ соответственно.

Первый заместитель генерального директора ООО «ПромТехКом» (Группа ПТК) Дмитрий Раенок рассказал об этапах автоматизации процесса обслуживания железнодорожного пути в своем докладе «Внедрение безлюдных технологий» на примере работы комплексов МПВ и КСП-700. Они позволяют увеличить выработку до 1,9 раза, снизить стоимость работ на 53%, а также количество обслуживающего персонала на 60%.
Заместитель директора по сервису, метрологии и лабораторно-исследовательской деятельности ОАО «ТВЗ» Андрей Морозов в своем докладе о системе лазерной координатно-измерительной (ССКВ) поделился опытом реализации контракта поставки пассажирских вагонов для нужд железных дорог Арабской Республики Египет. Специальное сканирующее оборудование для выявления дефектов позволило существенно поднять качество поставляемой продукции.

Заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Лариса Никольская выступила с докладом «Метрология - основа качества продукции машиностроения». Она обозначила направления по взаимодействию ОАО «РЖД» с предприятиями-членами НП «ОПЖТ» в части метрологического обеспечения: разработки и поставки измерительных приборов, а также сертификации метрологических средств измерений. На конференции было принято решение организовать встречу метрологов-производителей железнодорожной продукции и ОАО «РЖД» с целью выработки решений по системному метрологическому обеспечению средств измерения.

С докладом про организацию обучения и профессионального развития рабочих ОАО «РЖД» выступил начальник Центра организации подготовки и развития рабочих ОАО «РЖД» Алексей Куренков. Он рассказал о возможностях Центра по подготовке и переподготовке широкого спектра специалистов для нужд ОАО «РЖД». Алексей Куренков в своем докладе также рассказал о практическом применении механизма государственного субсидирования для желающих получить новую профессию, связанную с железнодорожной отраслью.

Профессор кафедры Э-2 МГТУ им. Н.Э.Баумана Дмитрий Онищенко рассказал о подготовке кадров машиностроения, сделав акцент на востребованности межотраслевых специалистов и важности обеспечения работы комплексной системы подготовки инженерных кадров. Он также проинформировал о работе университета по решению одной из главных проблем современного образовательного процесса - отсутствию должной связи отечественных ВУЗов с гражданским сектором промышленности. В рамках обучающего процесса студенты МГТУ участвуют в реализуемой кампании «Студент – это международный образовательный проект». Этот проект запущен SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров), его цель - формирование инженерного мышления у студентов и воспитание специалистов, готовых к решению творческих профессиональных задач. Дмитрий Онищенко рассказал о путях переноса данного опыта в сферу железнодорожного транспорта. По результатам конференции было рекомендовано организовать в режиме онлайн день открытых дверей для студентов и преподавателей технических ВУЗов, а также промышленных предприятий, посвященный целевой подготовке востребованных инженерных кадров.

В завершение мероприятия генеральный директор АО «Фирма ТВЕМА» Владимир Тарабрин и президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович поблагодарили участников конференции и предложили принять резолюцию, направленную на повышение и совершенствование качества железнодорожной продукции.