Состоялось совместное заседание Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов и Комитета ОПЖТ по качеству
Состоялось совместное заседание на тему: «Система управления качеством ремонта локомотивов» под председательством Владимира Шнейдмюллера.

В заседании приняли участие более 40 представителей из 26 организаций-членов ОПЖТ и приглашенных компаний.
С приветственным словом выступил Владимир Шнейдмюллер. Он обозначил важность вопросов сервисного обслуживания и производства локомотивов, системы контроля за соблюдением технологии эксплуатации.
Также к участникам заседания обратился Президент ОПЖТ Валентин Гапанович. Он рассказал о важности выстраивания системы управления локомотиворемонтного предприятия, организации системы внутреннего аудита в ремонтном комплексе. Был поднят вопрос применения показателей ремонтопригодности при производстве новых локомотивов, унификации и стандартизации сборочных единиц и деталей, обеспечения обратной связи между ремонтным предприятием и заводом-изготовителем. Также были определены задачи по актуализации ГОСТ 21623-76 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Показатели для оценки ремонтопригодности. Термины и определения», ГОСТ 23660-79 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Обеспечение ремонтопригодности при разработке изделий».
Валентин Гапанович отметил необходимость внедрения всеобщего управления качеством и рассказал, что качество ремонта подвижного состава имеет глобальное значение, как и необходимо внедрения внутреннего аудита на ремонтных предприятиях как основы создания системы управления качеством и системы управления ремонтными предприятиями в целом. Он также просил обратить внимание, что эффективность ремонта и технического обслуживания подвижного состава возможно обеспечить только при налаженном взаимодействии локомотивных бригад непосредственно с пунктами технического обслуживания, что должно быть прописано документально, оформлено и реализовываться на практике.
Отдельно выделена важность реализации проекта «Доверенная среда», который направлен на повышение качества продукции, снижение временных и финансовых затрат на проведение аудита и определяющего общие принципы взаимодействия в области аудита систем менеджмента.
Первый заместитель генерального директора ООО «Уральские локомотивы» Виталий Брексон выступил с докладом об опыте сервисного обслуживания от завода-изготовителя. Он рассказал о развитии линейки выпускаемой компанией продукции, технических показателях и надежности локомотивов.

Достижение необходимых показателей сервиса от завода-изготовителя для Заказчика было достигнуто грамотным сопровождением сервисного обслуживания 24/7, наличием мобильных аварийных бригад, которые обеспечивают полное покрытие полигона эксплуатации (Санкт-Петербург, Бабаево, Балезино). Кроме того, для обеспечения надлежащего качества сервисного обслуживания был разработан и выполнен «Учебный план» по обучению машинистов-инструкторов и локомотивных бригад, обеспечено развитие ремонтной базы сервисного обслуживания. На сегодняшний день создана ремонтная база и освоены все виды деповских ремонтов электровозов серии 2ЭС6, 2ЭС7 и 2ЭС10 с заложенной возможностью освоение ремонтов электровозов серии 2ЭС8 и реализуемых проектов электровозов на платформе 2ЭС8 (переменного тока 2ЭС11, двухсистемный 2ЭС12).
Начальник отдела организации контроля ремонта локомотивов Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» Евгений Качесов рассказал о требованиях, предъявляемых к организации ремонта и обслуживания локомотивов.

Заместитель начальника отдела мониторинга тягового подвижного состава Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Алексей Зелюкин представил доклад о качестве ремонта локомотивов по итогам 1-го полугодия 2024 года. В своем докладе он представил данные о динамике программы ремонта и неплановых ремонтов по ответственности локомотиворемонтных заводов за 1 полугодие с разбивкой по годам ремонтов, сведения об удельном количестве неплановых ремонтов электровозов и тепловозов после заводского ремонта в гарантийный период.
Среди представленных данных также было обозначено процентное отношение количества локомотивов с 2 и более заходами на НР от количества отремонтированных локомотивов в условиях завода за I полугодие 2024 г. и данные о неплановом ремонте грузовых вагонов в зависимости от пробега.

И.о. заместителя генерального директора по качеству и развитию производственной системы ООО «ЛокоТех» Иван Криворотов доложил о проводимой работе ООО «ЛокоТех» по качеству сервисного обслуживания и ремонта локомотивов. Компания успешно разработала и внедрила Политику в области качества и обеспечения безопасности движения во исполнение приказа №436ЛТ-П от 25.08.2021. Результатом работы компании стало подтверждение функционирования СМК в 2023 г. 46 сервисных локомотивных депо (СЛД) ООО «ЛОКОТЕХ-СЕРВИС».

С целью повышения эффективности деятельности службы качества по вертикали СЛД-Филиал-УК ЛокоТех начальники управления по качеству СЛД выведены из прямого подчинения начальника СЛД и функционально переподчинены заместителю директора филиала по качеству ЛТС, с соответствующим переименованием должностей. Данное изменение направлено на дальнейшее повышение качества ремонта и сервисного обслуживания локомотивов.
С 10.03.2023 г., на основании разработанной инструкции «Применение инструмента качества PDCA», в ООО «ЛокоТех-Сервис» организована работа по применению инструмента качества PDCA (Планируй-Делай-Проверяй-Действуй) в СЛД. С помощью которого осуществляется поиск корневой причины несоответствий, как внутрипроизводственных, так и выявленных в эксплуатации, а также разработка сдерживающих и корректирующих действий, направленных на недопущение повторного возникновения данных несоответствий в дальнейшем.

Начальник управления надежности ООО «СТМ-Сервис» Алексей Варлахов представил доклад о качестве ремонта тягового подвижного состава, результатах внедрения системных мероприятий, направленных на устранение причин отказов локомотивов в эксплуатации. Он рассказал, что ежегодно на основании статистики ОТС и НР за предшествующий год совместно с ООО «Уральские локомотивы», ПКБ ЦТ, ООО «НЭРЗ» и заводами-изготовителями комплектующих разрабатываются мероприятия по повышению надежности локомотивов серии 2,3ЭС6 и 2,3ЭС10 на 2024 год, а также Сводный план по повышению надежности технических средств, снижению технологических нарушений и их влияния на перевозочный процесс в ОАО «РЖД».
Он представил показатели безопасности движения (события и ОТС по всем локомотивам) за период с 01.01.2023/2024 по 29.07.2023/2024, сведения о работе по повышению надежности электровозов 2,3ЭС6 «Синара», данные об эффективности отдельных мероприятий по повышению надежности 2,3ЭС6. Также Алексей Варлахов доложил об основных направлениях работы при подготовке локомотивов к работе в зимний период 2024-2025 гг. и об основных направлениях дальнейшей работы по повышению надежности.

Заместитель начальника Центра технического аудита – структурного подразделения ОАО «РЖД» Сергей Берг рассказал об инспекторском контроле в системе управления качеством на локомотивостроительных и локомотиворемонтных предприятиях. Он представил данные о структуре организации приемки железнодорожной продукции и о результатах инспекторского контроля за 6 месяцев.

Согласно представленным статистическим данным достигнуто снижение отказов гарантийного тягового подвижного состава на 3,8 % при увеличении парка на 14,38% и пробега на 9,1 %.
Предложения по улучшению качества локомотивов заключались в следующем:
• При проведении заводских видов ремонта отказоемкие узлы и комплектующие не ремонтировать, а заменять новыми;
• Установить порядок, при котором в случае изменения конструкции или электрических схем, все локомотивы, выпущенные до внесения изменений приводятся в соответствие к принятым изменениям;
• Исключить практику закупки и допуска на инфраструктуру РЖД вновь разрабатываемого подвижного состава и его основных узлов и деталей без проведения полного цикла испытаний и обкатки;
• В сервисных депо, при проведении технического обслуживания и ремонта, обеспечить соблюдение требований нормативно-технической документации.
Вице-президент, руководитель СДС ОПЖТ Алексей Рукавишников доложил оразработке требований в области качества для предприятий по ремонту тягового подвижного состава. Он рассказал, что цель внутреннего аудита - получение объективных свидетельств выполнения требований нормативной и технической документации процессов ремонта вагонов и процессов СМК, повышение показателей, характеризующих качество ремонта.
Алексей Рукавишников подробно рассказал об СТО ОПЖТ 42-2023 «Система менеджмента качества. Локомотиворемонтные предприятия. Методические рекомендации для проведения комплексного аудита», структуре чек-листа аудита и особенностях его проведения.

Технический директор ООО «ИРИ КОНС» Михаил Залунаев представил лучшие практики организации системы внутреннего контроля. В частности, он подробно рассказал о процедуре внутреннего аудита СМК, задачах аудита, методах проведения анализа и оценки, подготовке аудиторов и практике работы с несоответствиями.

Руководитель управления по развитию системы менеджмента качества ООО «НВК» Александр Клюев выступил с докладом о развитии системы менеджмента качества ООО «НВК». Он напомнил участникам заседания, что решение о реализации пилотного проекта в вагоноремонтных предприятиях было принято по итогам выездного заседания ОПЖТ, прошедшего на площадке Новой вагоноремонтной компании. В рамках реализации пилотного проекта компанией сформированы рабочие группы на уровне центрального аппарата под председательством Генерального директора В.С. Михальчука и на уровне вагоноремонтных предприятий под председательством директоров ВРП.
Вагоноремонтные предприятия участвующие в пилотном проекте:
- Вагонное ремонтное депо Ярославль;
- Вагонное ремонтное депо Узловая;
- Вагоноремонтный завод Лиски;
- Вагонное ремонтное депо Унеча.
Результаты проведенных первичных внутренних аудитов показали, что требуется развитие и совершенствование процессов.
Средняя оценка составила 290 баллов (мах 780), что соответствует 37,25% выполнения требований СТО. Александр Клюев сообщил, что в настоящее время ведется работа по реализации корректирующих действий, как на уровне центрального аппарата, так и со стороны вагоноремонтных предприятий.

По итогам заседания были приняты решения, которые будут отражены в протоколе.
В завершении заседания Владимир Шнейдмюллер отметил, что следующее заседание Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов должно состояться в очном формате на одном из предприятий, на котором у участников появится практическая возможность обсудить систему работы сервиса, ремонта и взаимоотношений между компаниями - производителями подвижного состава и ремонтными предприятиями.