Состоялось совместное заседание Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов и Совета главных конструкторов ОПЖТ по рассмотрению вопросов: «Аспекты использования электродинамического тормоза на магистральных грузовых локомотивах, влияние этого фактора на провороты бандажа колесных пар. Актуализация подходов к определению допустимого тормозного пути магистральных и маневровых локомотивов» под председательством вице-президента, председателя Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов ОПЖТ Владимира Шнейдмюллера

22.11.2024
16:23

В заседании приняли участие более 40 представителей из 20 организаций-членов ОПЖТ и приглашенных компаний.

Заседание открыл Владимир Шнейдмюллер. Он отметил важность и актуальность тем заседания и необходимость разработки стратегии для решения вопросов, вынесенных на повестку дня с целью минимизации как финансовых, так и производственных рисков.

Также к участникам заседания обратился президент ОПЖТ Валентин Гапанович. Он рассказал о проведенной ОПЖТ конференции, приуроченной к Всемирному дню качества и привел примеры результатов модернизации производственных предприятий, отметив влияние современного высокотехнологичного сварочного оборудования российского производства на качество продукции.

Валентин Гапанович отметил необходимость проведения в 2025 году международной научно-практической конференции на тему «Тормозные системы железнодорожного подвижного состава: проблемы, решения, развитие», для участия в которой предложил пригласить зарубежных коллег с целью наиболее эффективного взаимодействия и обмена опытом.

Отдельно президент ОПЖТ обратил внимание участников заседания на необходимость актуализации нормативной базы и внесения изменений в действующие регламенты и инструкции. В частности, он рассказал о существующих планах по рассмотрению на площадке ТК 045 «Железнодорожный транспорт» обращений в Минтранс России с предложением о внесении изменений в действующие Технические регламенты Таможенного союза, Правила технической эксплуатации, и иные документы, требующие актуализации с учетом разработанных и внедренных современных узлов и деталей подвижного состава, напрямую влияющих на его эксплуатационные и технические характеристики и попросил участников заседания принять активное участие в разработке предложений по внесению таких изменений.

С докладом на тему «Анализ документов и исследования тормозной эффективности локомотивов для обоснования нормативных значений длины тормозных путей» выступил заместитель генерального директора АО «ВНИКТИ» по научной работе и цифровой трансформации Андрей Лунин. Он рассказал о требованиях к тормозной эффективности поездов, нормах, которыми установлены эти требования, расчетных значениях длин тормозных путей грузовых поездов в зависимости от скорости начала торможения и уклона пути.

В своем докладе Андрей Лунин представил данные по результатам испытаний магистральных тепловозов при торможении, данные по длительному торможению сплотки на спуске при различных осевых нагрузках и параметрах, при которых наступает проворот бандажа, а также рассказал об эффективности применения реостатного тормоза.

По завершении доклада Андрей Лунин представил выводы, сделанные на основе исследований.

В рамках дискуссии участники заседания обсудили вопросы разработки правил управления электродинамическими тормозами для локомотивных бригад и возможность их утверждения в дальнейшем Минтрансом России в составе иных руководящих документов. Также обсудили необходимость внесения изменений в действующую Инструкцию по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог в связи с существенными изменениями параметров эксплуатации тормозных систем, в том числе увеличение мощности локомотивов и их динамических характеристик.

С предложениями по изменению требований ГОСТ на локомотивы к показателю длины тормозного пути выступил главный конструктор по экипажной части ОП ООО «ТМХ Инжиниринг» в г. Мытищи Константин Макарчук.

В своем докладе он отметил, что в соответствии с приведенными характеристиками эффективность электрического тормоза по отношению к фрикционному выше в диапазоне скоростей от 6 км/ч до конструкционной скорости электровоза. Он рассказал, что электрическое рекуперативное торможение обладает высокими значениями реализуемой тормозной силы, практически во всём диапазоне скоростей, за исключением скорости ниже 5 км/ч. Рекуперативное торможение является самым эффективным по отношению к фрикционному, при любых материалах тормозных колодок и имеет запас даже в случае снижения доступной силы торможения на 50%.

Константин Макарчук рассказал, что преимущество рекуперативного электрического торможения – возврат энергии в сеть достигает 25% от затрачиваемой на тягу. Экономия ресурса тормозных колодок, сокращение времени ТОиР для замены тормозных колодок. К недостаткам относят невозможность реализации рекуперативного торможения при отсутствии напряжения в контактной сети, или напряжении в КС выше 29 кВ.

В свою очередь к преимуществам фрикционного торможения можно отнести автономность от наличия напряжения контактной сети. Недостатки – нагрев и износ тормозных колодок и колес.

Константин Макарчук рассказал о документах, в которых установлены и регламентированы требования по обеспечению тормозами и к тормозному пути.

С учетом выполненных исследований как в технической части, так и в нормативной, докладчиком были озвучены предложения по внесению изменений в действующую нормативную документацию.

В рамках дискуссии участники заседания обсудили предложенные для внесения изменения в ГОСТ Р 55364-2012 и ГОСТ 31187-2011 в части разделения локомотивов на грузовой, пассажирский и локомотив, оборудованный электропневматическим тормозом в части установки требований к длине тормозного пути.

Начальник отдела механических систем ООО «ЦПТ ТМХ» Владимир Моисеенко выступил с докладом «Определение особенностей работы тормозной системы через призму научных исследований». Он рассказал о проектах Центра перспективных технологий АО «ТМХ» по тормозной системе, методиках определения ресурса отдельных узлов и деталей, методике проведения исследований, сбора аналитических данных и их обработки.

По итогам заседания были приняты решения, которые будут отражены в протоколе.

В завершении заседания Валентин Гапанович поблагодарил участников за работу и попросил подготовить предложения в части внесения изменений в государственные стандарты и иные нормативные документы в части приведения к единообразию терминологии и определений, используемых в нормативной документации и иных предложений по её изменению. Отдельно он отметил необходимость создания рабочей группы по подготовке и проведению планируемой международной конференции.