Состоялось совместное заседание Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов и Комитета по координации производителей в металлургическом комплексе

07.10.2022
16:23

На площадке Эксплуатационного локомотивного депо Москва-Сортировочная-Рязанская 5 октября 2022 г. состоялось совместное заседание Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов и Комитета по координации производителей в металлургическом комплексе.

В заседании приняли участие: президент ОПЖТ Валентин Гапанович, председатели Комитетов Владимир Шнейдмюллер и Андрей Шишов, главный инженер АО «НК «КТЖ» Батыр Котырев, заместитель генерального директора по техническому развитию АО «Трансмашхолдинг» Михаил Рожков, заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» - директор НЦ «РСТМ» Алексей Сухов, руководители и специалисты ОАО «РЖД», АО «ЛокоТех», ООО «СТМ-Сервис», ООО «ЦПТ ТМХ», ОП ООО «ТМХ Инжиниринг», а также организаций-членов ОПЖТ.

Заседание открыл вице-президент, председатель Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов ОПЖТ Владимир Шнейдмюллер. Он поприветствовал участников заседания и сообщил о важности вынесенных на заседание вопросов. Он сообщил о том, что основные производители подвижного состава несут колоссальные потери, из-за сверхнормативного износа бандажа.

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович в рамках приветственного слова подтвердил важность скорейшего решения данных вопросов.

Начальник отдела ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» Алексей Зелюкин выступил с докладом «Показатели ресурса бандажей колесных пар локомотивов в эксплуатации». В своём докладе он проинформировал участников о результатах работы за последние 8 месяцев. По электровозам ресурс за 8 месяцев снизился на 1% и составил 504,2 тыс. км (в 2021 г. показатель за этот же период был равен 510,9 тыс. км). Наибольший фактический ресурс зафиксирован на Забайкальской дирекции тяги – 941 тыс. км. Наименьший фактический ресурс – на Южно-Уральской дирекции тяги – 398 тыс. км.

По тепловозам средний фактический ресурс снизился на 8% и составил всего 354 тыс. км (в 2021 г. показатель был равен 383 тыс. км). Наибольший фактический ресурс отмечен на Октябрьской дирекции тяги – 385 тыс. км. Наименьший фактический ресурс отмечен на Горьковской дирекции тяги – 241 тыс. км.
Наиболее значимой причиной низкого ресурса бандажа является износ гребней.
Алексей Зелюкин сообщил, что интенсивность износа гребней бандажей колесных пар зависит от наличия системы гребнесмазывания на локомотиве. На электровозах, на которых установлена данная система, интенсивность износа меньше на 6%. На оборудованных тепловозах интенсивность износа меньше на 12%.

Алексей Зелюкин отметил, что за 8 месяцев 2022 г. на локомотивах демонтировано 21737 колесных пар с бандажами.

Управляющий директор по технологиям АО «ЛокоТех» Андрей Балюкин выступил с докладом «Фактический ресурс бандажа локомотивов производства АО «Трансмашхолдинг». Он рассказал о результатах проведенного анализа по различным сериям тепловозов за 2022 г. Самая распространенная причина обточек колесных пар по дорогам за 2021 г. – износ гребня (средний показатель составляет от 56 до 70%).

Андрей Балюкин рассказал о проводимой работе в периметре АО «Трансмашхолдинг». Он отметил, что проблема ресурсосбережения бандажа колесной пары носит комплексный характер. Основные направления мероприятий по повышению ресурса бандажа: изменения конструкции, материала, формы профиля; изменения технологии термического упрочнения; комплекса организационных мероприятий.

Результаты анализа показали, что лазерное поверхностное термическое упрочнение (ЛПТУ) показывает более высокую технологическую стабильность в сравнении с технологией магнитно-плазменного поверхностного термоупрочнения. Температура нагрева при лазерной закалке выше (980-1050℃), чем при индукционной и плазменной. Скорость охлаждения при плазменной закалке ~20℃/c, при индукционной закалке – более 500 ℃/c, при лазерной – свыше 1000℃/c.
За счет этого лазерная закалка даёт более равномерный слой термоупрочнения.

Андрей Балюкин рассказал о разработке технических требований и изготовлении рабочего прототипа установки для лазерного термоупрочнения.

Начальник технологического управления ООО «СТМ-Сервис» Антон Худяков выступил с докладом «Фактический ресурс бандажа локомотивов производства АО «СТМ». Он сообщил, что одним из важнейших направлений деятельности ООО «СТМ-Сервис» является повышение ресурса бандажей колесных пар. В настоящее время целевой показатель ресурса бандажей – 600 тыс. км.

За последние 8 месяцев было произведено 37000 обточек бандажа, из которых 90% – по износу гребня. Для снижения интенсивности износа гребня необходимо применять упрочнение после каждой обточки, которое на 20% снижает интенсивность износа гребня, а также применение устройств для гребнесмазывания, которые снижают интенсивность износа гребня на 10%.

Антон Худяков сообщил, что за последние 7 лет наблюдается хоть и незначительное, но все же снижение ресурса бандажей электровозов. Одной из вероятных причин является применение термоупрочненных рельсов. В то же время, докладчик подчеркнул, что проблема износа бандажей является комплексной и зависит как от технического развития путевого комплекса, так и от развития колесных продуктов. Одной из возможных причин снижения ресурса бандажа является снижение объемов шлифовки рельсов.

Председатель Комитета ОПЖТ по координации производителей в металлургическом комплексе Андрей Шишов отметил выступление управляющего директора по технологиям АО «ЛокоТех» Андрея Балюкина. Он также сообщил, что Выксунский металлургический завод 3 года занимался новыми профилями грузовых вагонов, а также колес для грузовых и пассажирских вагонов. На выходе получили два профиля – ВМЗК70 и ВМЗК65. Грузовые вагоны и колеса с новым профилем прошли полный цикл от разработки чертежа и технических условий. За основу были взяты низконапряженные конструкции колес, проведены предварительные динамические испытания на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ». По результатам испытания интенсивность износа гребня уменьшилась на 30%, интенсивность износа поверхности катания уменьшилась на 20%. Проведены пробеговые испытания на специализированном полигоне АО «ВНИИЖТ» и подтверждена безопасность движения вагонов как в груженом, так и в порожнем состоянии. Проведены стандартные работы по постановке данных колес на производство, получен сертификат и ведутся работы по организации подконтрольной эксплуатации.

Начальник отдела механических систем ООО «ЦПТ ТМХ» Андрей Писарев выступил с докладом «Анализ возможных причин износа бандажей колесных пар локомотивов». Он продемонстрировал анализ межобточечного пробега колесных пар за январь 2022 г. – август 2022 г.

Андрей Писарев сообщил, что общая картина износа идентична другим моделям локомотивов тепловозной тяги. Повышенное количество обточек на более новых сериях локомотивов может быть обусловлено периодом приработки узлов и колесных пар локомотива. Плазменное упрочнение не оказывает достаточного влияния на уменьшение интенсивности износа. В связи с этим требуется дополнительно провести проверку следующих гипотез: влияние режимов вождения, плана и профиля пути, характеристика рельсов, профиля и марки бандажей, наличия дефектов у локомотивов, вызывающих неточности установки КП и пр.

Заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» - Директор НЦ «РСТМ» Алексей Сухов выступил с докладом «Ретроспектива изменения твердостей колес и рельсов. Он сделал подробный обзор современных работ и экспериментов ВНИИЖТ и производителей в области колесо-бандажных сталей:

  • Современная линейка рельсовой продукции и объемы ее укладки на сети.
  • Современные исследования износостойкости и контактно-усталостной выносливости колесных и рельсовых сталей в рамках тематики РЖД «колесо-рельс».

Он рассказал о марках бандажной стали для локомотивов, применяемых в настоящее время, которые внесены в ГОСТ. Стандартными марками бандажной стали являются сталь марки 2, сталь марки 4, которая превосходит сталь марку 2 по основным прочностным характеристикам, а также различные варианты стали марки 2 (например, сталь марки 2У и т.д.).

Алексей Сухов рассказал об изменении нормативов и фактических значений твердости поверхности катания головки рельса и поверхности катания колеса за последние 60 лет. Одна из основных проблем сегодня – это явное несоответствие твердости колес бандажей и рельсов. Твердость рельсов за последние 20 лет не поменялась.

Алексей Сухов также сообщил о результатах лабораторных испытаний на износ образцов из бандажей и рельсов с лазерным упрочнением. Применение лазерного упрочнения бандажей и рельсов приводит к одновременному повышению износостойкости испытательного ролика имитирующего бандаж и ролика имитирующего рельс, что является наиболее эффективным с точки зрения снижения износа в этой системе. Однако стендовые усталостные испытания показали, что лазерное упрочнение рельсов существенно снижает их предел выносливости и циклическую стойкость к образованию трещин.

Главный конструктор по экипажной части ОП ООО «ТМХ Инжиниринг» в г. Брянск Алексей Трофимов сделал краткое сообщение по основным факторам, которые влияют на снижение ресурсов бандажей, а также перечислил основные направления работ, которые ведутся в АО «Трансмашхолдинг» по повышению ресурса бандажа колёсных пар.

Главный инженер АО «НК «КТЖ» Батыр Котырев отметил важность рассматриваемого вопроса по повышению ресурса бандажа. Он сообщил о работах проводимых АО «НК «КТЖ» по решению обсуждаемых вопросов. Рабочая группа «колесо-рельс» под председательством Батыра Котырева ведёт постоянную работу по этому направлению в Республике Казахстан и за последние три года был получен результат «нулевого» износа. Это было достигнуто за счет применения технологии с использованием вагонов-рельсосмазывателей,
Он также добавил, что перспективным направлением компании является развитие технологии упрочнения гребней колёсных пар.

В завершении заседания президент ОПЖТ Валентин Гапанович поблагодарил участников за продуктивную работу. Экспертами был предложен ряд решений в части взаимодействия «колесо-рельс», которые будут включены в протокол заседания, а также даны конструктивные предложения по увеличению ресурса колёс подвижного состава, которые будут направлены в адрес металлургических предприятий, научных организаций и ОАО «РЖД».

Также участники заседания посетили сервисное локомотивное депо Москва-Сортировочная и сервисный центр ООО «ПК «НЭВЗ», на которых проводят ТР и ТО-2 электровозов ЭП20 и ЭП2К.