Состоялось совместное заседание Подкомитета по автотормозам Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу и Научно-технического совета Ассоциации «АСТО»

21.10.2022
16:41

20 октября 2022 г. состоялось совместное заседание Подкомитета по автотормозам Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу и Научно-технического совета Ассоциации «АСТО».

В заседании приняли участие: президент ОПЖТ Валентин Гапанович, председатель Подкомитета Игорь Назаров, вице-президент ОПЖТ Андрей Смыков, руководитель системы добровольной сертификации ОПЖТ Алексей Рукавишников, вице-президент ОПЖТ Олег Сеньковский, заместитель директора ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» Андрей Хвостов, начальник отдела надёжности АО МТЗ ТРАНСМАШ Эдуард Юрчак, главный конструктор АО «Алтайвагон» Алексей Ведянкин, мастер АКП АО «ВРК-1» ВЧДр Тосно Марина Архипова, а также руководители и специалисты организаций-членов ОПЖТ.

Заседание открыл председатель Подкомитета ОПЖТ по автотормозам Игорь Назаров. Он поприветствовал участников заседания и отметил важность вопросов, включенных в повестку заседания. Игорь Назаров добавил, что, по данным ООО «ИЦПВК», доля отказов тормозного оборудования превышает 50 %.

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович в рамках приветственного слова кратко сообщил о мероприятиях в г. Санкт-Петербург, в которых делегация ОПЖТ приняла активное участие 12-14 октября.

Валентин Гапанович также отметил важность использования в работе машиночитаемых документов. За последнее время многие предприятия научились работать со SMART-стандартами.

Вице-президент ОПЖТ Андрей Смыков сообщил о стандарте, разработанном в 2021 г. ООО «НИИЦТ». Стандарт разработан для развития ГОСТа 2.602-2013 в системе ЕСКД. ГОСТа 2.602-2013 подразумевает, что на основе ЕСКД при необходимости выпускается стандарт, устанавливающий стадии разработки и правила выполнения ремонтных смет на изделия конкретных видов техники с учетом их специфики. ООО «НИИЦТ» разработали ГОСТ Р – национальный стандарт РФ, который устанавливает порядок разработки ремонтных документов, подготовки ремонта на вновь разрабатываемый железнодорожный подвижной состав и его составные части. В нем установлен четкий технологический аппарат, который используется при организации ремонтного производства. Отдельные разделы стандарта описывают порядок разработки ремонтных документов опытного ремонта, а также правила проведения опытного ремонта железнодорожного подвижного состава и его составных частей без литеры и с литерой «РО». Утверждение данного стандарта планируется к концу 2022 г.

Руководитель системы добровольной сертификации ОПЖТ Алексей Рукавишников сообщил участникам о предстоящем заседании Международной организации по стандартизации в Испании, в котором он планирует принять очное участие. На данный момент ожидается итоговая редакция стандарта ISO/TS 22163. Алексей Рукавишников отметил, что несмотря на уход системы IRIS из России и отключение органов по сертификации, ОПЖТ реализовало эту возможность благодаря системе добровольной сертификации. Алексей Рукавишников также добавил, что вышеуказанные вопросы будут подробнее обсуждаться на конференции, посвященной Всемирному дню качества, которая состоится 15 ноября. Конференция проводится совместно с АО «Трансмашхолдинг» и ООО «Уральские локомотивы».

Заместитель директора ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» Андрей Хвостов в своем докладе представил данные об отказах тормозного оборудования грузовых вагонов. Проведенный анализ отказов тормозного оборудования грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» показал, что за 8 месяцев 2022 г. (в сравнении с аналогичным периодом 2021 г.) произошло снижение на 4 % отказов тормозного оборудования 1 и 2 категории, снижение на 1 % отказов тормозного оборудования 3 категории. Потери поездо-часов выросли на 9 % по причине отказов тормозного оборудования 1 и 2 категории. Количество отказов тормозного оборудования составило 6702 случая (29 % от общего количества отказов). Андрей Хвостов отметил, что основное количество отказов приходится на неисправности воздухораспределителей – 4211 случаев (63 % от общего количества отказов). Основными причинами неисправности тормозного воздухопровода являются обрывы (изломы) трубы магистрали воздухопровода и подводящих труб, а также неисправность соединительного рукава.

Начальник отдела надёжности АО МТЗ ТРАНСМАШ Эдуард Юрчак доложил о повышении надежности работы воздухораспределителей грузовых вагонов в эксплуатации. Он сообщил, что одним из источников информации о событиях и происшествиях на железной дороге является комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств ОАО «РЖД» и анализа их надежности. Динамика изменения количества отказов в АО МТЗ ТРАНСМАШ за последние 7 лет является положительной. Количество отказов в 2016 г. составляло более 400 случаев, за 9 месяцев 2022 г. – 96 случаев. Эдуард Юрчак отметил, что по состоянию на 1 квартал 2021 г. в эксплуатации находилось более 330 тыс. приборов, а по состоянию на конец 2021 г. – более 390 тыс. единиц гарантийных воздухораспределителей. В 2021 г. показатель безотказности составил более 650 тыс. циклов, в 2022 г. – более 1 млн циклов.

Производители тормозных колодок (АО «Завод АТИ», ПАО «УралАТИ», ООО «Барнаульский завод АТИ») сообщили о качестве изготовления тормозных колодок и их соответствии заявленным техническим характеристикам.

Так, вице-президент ОПЖТ Олег Сеньковский проинформировал о том, что ООО «ИЦПВК» регулярно осуществляет инспекторский контроль технологий изготовления тормозных колодок. В сентябре 2022 г. проведены проверки с целью обнаружения неисправностей тормозных колодок на вагоностроительных предприятиях. По результатам проверок было выявлено 7 колодок без отверстий под чеку и 2 колодки, которые не соответствовали по радиусу прилегания к тормозному башмаку. Олег Сеньковский также отметил, что при производстве колодок необходимо больше внимания уделять входному контролю и проверке закупаемых материалов.

С докладом о мерах по снижению трудоемкости регулировки тормозной рычажной передачи в эксплуатации на вновь проектируемых вагонах выступил главный конструктор АО «Алтайвагон» Алексей Ведянкин. Он сообщил, что в 2022 г. предприятием АО «Алтайвагон» проведена разработка и постановка на производство длиннобазного вагона-платформы для перевозки контейнеров, в конструкции которого использована штампосварная конструкция балки хребтовой, имеющей увеличенную высоту. Конструктивная особенность такой хребтовой балки не позволила применить типовую схему расположения тормозной рычажной передачи под рамой вагона и потребовала введения в тормозную рычажную передачу дополнительного промежуточного рычага. Разработанная конструкция тормоза, включая конструкцию тормозной рычажной передачи, установленным порядком была проверена на соответствие требованиям национальных стандартов расчетами, разработкой и результатами приемочных испытаний.

В рамках заседания Мастер АКП АО «ВРК-1» ВЧДр Тосно Марина Архипова сообщила, что 90 % вагонов приходят в ремонт без регулировочных винтов. Она также отметила конструкторскую особенность в виде неудачно расположенных отверстий в магистральной части воздухораспределителей, из-за чего им необходим регулярный промежуточный ремонт.

В завершение заседания председатель Подкомитета по автотормозам Игорь Назаров поблагодарил участников за продуктивную работу. Участники заседания выработали ряд предложений, которые будут отражены в протоколе заседания.