Состоялось выездное заседание Комитета ОПЖТ по разработке и внедрению электротехнических и интеллектуальных систем управления и обеспечения безопасности

01.12.2023
15:22

29 ноября 2023 г. состоялось выездное заседание Комитета ОПЖТ по разработке и внедрению электротехнических и интеллектуальных систем управления и обеспечения безопасности на площадке АО «Научно-исследовательский институт молекулярной электроники» под председательством Сергея Гришаева.

В заседании приняли участие представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, ОАО «РЖД», ГО «БЖД», АО «ЭЛАРА», ООО «ТМХ Интеллектуальные Системы», ООО «СИНАРА-АЛГОРИТМ», ООО «КСК», АО «НИИАС», АО «ВНИИЖТ», ООО «ИРЗ-Локомотив», ООО «Каскад-Электро», ООО «АВП Технология», АНО «ИПЕМ», АО НПЦ ИНФОТРАНС, АО «НПО автоматики», ПАО «Электровыпрямитель», АО «ПКК «Миландр», АО «МИКРОН», АО «НТЦ «Модуль», МГТУ им. Н.Э. Баумана, РУТ (МИИТ) и др.

В рамках приветственного слова президент ОПЖТ Валентин Гапанович отметил, что компанией ОАО «РЖД» на перспективу до 2035 года планируется закупка 8 тысяч локомотивов, более 10 тысяч единиц путевой техники и 8 тысяч пассажирских вагонов локомотивной тяги, а инвестиции в развитие инфраструктурного комплекса превысят 4 млрд. рублей.

Все эти показатели свидетельствуют о будущем обеспечении заказами предприятий транспортного машиностроения и как следствие – поставщиков 2-го и 3-го уровней, которые занимаются разработкой и производством микропроцессоров, систем управления, устройствами безопасности и обеспечения движением.
Также он отметил, что ОПЖТ провело совместно с АНО «Инновационный инжиниринговый центр», которая входит в периметр «Иннопрактики», семинар о предоставлении мер финансовой поддержки для предприятий железнодорожного машиностроения, в рамках которого достигнуты договоренности о взаимодействии с организациями-членами ОПЖТ с целью выделения грантов на проведение НИОКР. Для развития этой инициативы будет направлено соответствующее обращение в адрес ОАО «РЖД».

Валентин Гапанович подчеркнул, что на сегодняшний день на федеральном уровне действует более 90 мер поддержки предприятий промышленности, а также различные льготные займы от Фонда развития промышленности, использование которых является действенным решением для отечественных предприятий, особенно в период активной локализации производства.

В завершение своего приветственного слова он отметил, что на сегодняшний день главной задачей остается выстраивание технологической независимости отечественных производителей, а особенно изготовителей интеллектуальных систем управления и приборов безопасности.

Генеральный директор АО «НИИМЭ» Александр Кравцов отметил важность проводимой дискуссии, по итогам которой будет намечена стратегия развития на ближайшие годы. Это полезно для потенциальных поставщиков решений и элементов. Он подчеркнул, что сегодня удачное время для нахождения синергии, определения новых перспективных направлений развития как в области ЭКБ, так и в области поставщиков третьего уровня, в области искусственного интеллекта, систем безопасности.

С приветственным словом к участникам обратился первый заместитель генерального директора АО «МИКРОН» Сергей Ранчин, который отметил высокий вклад в развитие электронной промышленности НИИМЭ, а также проинформировал о деятельности группы компаний «МИКРОН» в области производства микросхем и силовой электроники, которые используются на рельсовом транспорте. Также акцентировал внимание участников на новых разработках компании и возможности создания индивидуальных проектов для нужд железнодорожной отрасли.

С докладом по проектированию и постановке на производство микросхем индустриального применения в условиях санкционных ограничений выступил заместитель генерального директора АО «ПКК «Миландр» Сергей Шумилин. Он кратко проинформировал о деятельности компании и отметил, что плановый объем выпуска продукции АО «ПКК «Миландр» и отгрузки предприятиям ОПЖТ составляет в 2023 году – до 100 тысяч шт/месяц, в 2024 году - до 500 тысяч шт/месяц, в 2025 году – более 1 миллиона шт/месяц.

Директор филиала АО «НПО автоматики» «ОКБ Автоматика» Радион Гафаров проинформировал участников заседания об изготовлении пунктов акустического контроля на основе волоконно-оптических датчиков, которые предназначены для акустического контроля элементов железнодорожного подвижного состава. В ближайшее время эта разработка будет предложена для использования на инфраструктуре российских железных дорог.

О необходимости разработки классификатора – справочника электронных радиоэлементов доложил начальник отдела новых локомотивов и эксплуатационных испытаний Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Николай Корабельников. Он отметил, что формирование данного документа позволит достоверно оценить потребность ОАО «РЖД» в электронных компонентах до 2030 года и сформировать предложения по направлению в ФОИВ запросов на субсидирование и оказание поддержки разработчиков-производителей данной отрасли.

Заместитель директора по качеству ООО «НПО САУТ» Амир Галимуллин доложил о состоянии текущих вопросов по применению электронных компонентов при разработке и производстве микропроцессорных систем. В рамках выступления он проинформировал о разработках ООО «НПО «САУТ» и отметил возникающие проблемы по приобретению микропроцессоров, при использовании отечественных электронных компонентов компания неоднократна сталкивалась со сложностями их применения: отсутствие средств для программирования контроллеров в производстве и эксплуатации; высокие требования к качеству источников питания; отказы CAN-драйверов и труднодиагностируемые ошибки. В завершение доклада он предложил организовать у производителей компонентов работу служб менеджмента качества и развивать отечественные программно-аппаратные средства для программирования изделий.

Заместитель генерального директора ООО «ТМХ Интеллектуальные Системы» Сергей Баранов в рамках заседания доложил об импортозамещении микроэлектронных компонентов в микропроцессорных системах управления локомотивом. Обозначил потребности необходимых электронных компонентов для систем управления электровозов производства ТМХ.

Директор Научно-инжинирингового центра силовых полупроводниковых приборов ПАО «Электровыпрямитель» Алексей Гришанин доложил о текущем состоянии и планах развития силовой полупроводниковой электроники для железнодорожного транспорта на ПАО «Электровыпрямитель». Он отметил, что для исполнения планов по выпуску IGBT модулей для преобразовательной техники, необходимой для производства подвижного состава требуется стабильная поставка современных чипов IGBT в среднесрочной перспективе и параллельная организация производства чипов IGBT на территории России.

Об острых вопросах по применению процессорной и другой компонентной базы отечественного производства доложил заместитель директора по маркетингу и развитию гражданской продукции – директор направления железнодорожной техники АО «ЭЛАРА» Владислав Милютин. Он отметил возникшие проблемы в части сокращение номенклатуры компонентов, производимых АО «ПКК «Миландр», на 64% при росте потребности в готовой продукции, производимой АО «ЭЛАРА», длительные сроки поставки и высокую стоимость микроконтроллеров, производимых российскими производителями, в сравнении с зарубежными аналогами. Также он проинформировал о проводимой работе для использования отечественных микропроцессоров.

Ведущий специалист отдела маркетинга АО «НТЦ «Модуль» Тимур Сайфутдинов доложил о развитии российской нейросетевой платформы NeuroMatrix. Он отметил высокую степень готовности разрабатываемых АО «НТЦ «Модуль» процессоров для обработки нейросетевых алгоритмов и необходимость проведения испытаний разработанных процессоров в задачах российских организаций.

Руководитель проектов по развитию продаж АО «НИИМЭ» Артем Попов проинформировал участников заседания о созданном в НИИМЭ программно-аппаратном комплексе «Звезда». Он отметил, что это технология для защиты информации в Интернете вещей, которая состоит из микросхемы, интегрируемой в конечные устройства и криптографического сервера, обеспечивающего защиту канала обмена с конечными устройствами и управление криптографическими ключами.

В рамках дискуссии участники заседания отметили важность формирования перечня потребностей в IGBT транзисторах 33-го и 66-го класса, используемых при производстве тягового-подвижного состава на период 2024 – 2025 гг., а также выработали ряд решений, которые будут включены в протокол заседания.

По итогам проведения конференции состоялась экскурсия на предприятие АО «МИКРОН» и АО «ПКК Миландр», где участники конференции ознакомились с технологическими процессами производства микроэлектроники