Состоялось заседание Комитета НП «ОПЖТ» по координации локомотивостроения и их компонентов

29.10.2021
13:24

Основной темой заседания под председательством Владимира Шнейдмюллера стали показатели надежности железнодорожного подвижного состава, термины и определения, а также классификация отказов технических средств.

Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович подчеркнул необходимость внесения в пояснительную записку по разрабатываемым ГОСТ четкого определения понятия «отказ» и уточнения, на базе каких источников формируется база данных по отказам (статистика). Это позволит всем заинтересованным организациям брать информацию из одного источника и избежать разночтений в подсчетах. Кроме того, глава партнерства предложил разработчикам стандартов вернуться к дифференцированному подходу в сфере полигонной эксплуатации тягового подвижного состава (по сериям) и использовать поправочные коэффициенты.

Темой доклада руководителя направления по стандартизации и зарубежной сертификации АО «Трансмашхолдинг» Александра Иванова стала необходимость унификации терминов и определений в области надежности железнодорожного подвижного состава, а также единая классификация отказов технических средств. Для решения проблемы различных толкований термина «надежность» и критериев классификации отказов Александр Иванов предложил создать рабочую группу с участием всех заинтересованных участников рынка на базе «Трансмашхолдинга». Цель создания группы – формирование единого глоссария, использование которого можно будет рекомендовать российским производителям подвижного состава и компонентов. В ходе обсуждения этой темы была предложена возможность рассмотреть включить термины и определения в существующий ГОСТ 32192 «Надежность в железнодорожной технике».

Решение о создании рабочей группы поддержал заместитель генерального директора АО «Синара – Транспортные Машины» Юрий Машталер. Он подчеркнул, что на сегодняшний день проблематично оценить надежность подвижного состава. Для решения этого вопроса должен быть разработан документ с утвержденными методиками по е оценке надежности.

Заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Олег Назаров также высказался за создание рабочей группы. Он отметил, что важно разделять показатели для ГОСТ и контрактно-договорных отношений. Показатели для стандартов в первую очередь касаются технических параметров и предназначены для улучшения надежности техники. Однако ГОСТ не являются инструментом взаимодействия с заказчиком, поэтому остальные показатели должны быть указаны в договорах и контрактах. Кроме того, Олег Назаров акцентировал внимание на том, что стандарты, описывающие надежность в железнодорожном машиностроении, касаются не только локомотивов, а всех видов технических средств, поэтому необходимо охватить все заинтересованные предприятия.

Начальник научного центра стандартизации и методологии технического регулирования АО «ВНИКТИ» Елена Белова в своём докладе рассказала о ходе разработки проектов межгосударственных стандартов ГОСТ «Надежность железнодорожного тягового подвижного состава. Порядок задания, методы расчета и контроль показателей надежности в течение жизненного цикла» и «Железнодорожный тяговый подвижной состав. Методы эксплуатационных испытаний на надежность». Эти стандарты рассматриваются совместно подкомитетами № 15 «Надежность технических средств и программного обеспечения» и № 6 «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав», входящими в состав ТК 045, а также были рассмотрены ТК 119 «Надежность в технике». Указанные стандарты находятся в высокой степени готовности и в ближайшее время будут направлены для рассмотрения в ТК 045 «Железнодорожный транспорт».

Руководитель направления стандартизации и технического регулирования ООО «ВНИЦТТ» Константин Демин доложил о ходе разработки Изменения № 2 ГОСТ 32192-2013 «Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения». В ходе разработки уточнены ряд терминов и определений, учтены замечания всех заинтересованных во внедрении стандарта сторон. Он подчеркнул крайнюю важность стандарта для всей отрасли. Сейчас ведется разработка окончательной редакции документа, рассмотрение которой запланировано на конец 2021 года.

Вице-президент, председатель Комитета НП «ОПЖТ» Владимир Шнейдмюллер поблагодарил всех собравшихся за участие в совещании и отметил, что предстоит провести масштабную работу над стандартами, чтобы были учтены интересы всех заинтересованных сторон, и в первую очередь – государства.