Состоялось заседание Комитета ОПЖТ по качеству

26.08.2022
17:32

24 августа 2022 г. в г. Саранск состоялось выездное заседание Комитета ОПЖТ по качеству на тему: «Новые разработки компании РМ Рейл, цифровые технологии в производстве железнодорожного подвижного состава и систем менеджмента качества» под председательством вице-президента ОПЖТ Олега Сеньковского.

В заседании приняли участие: президент ОПЖТ Валентин Гапанович, генеральный директор ООО «УК РМ Рейл» Максим Тевс, Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия Инсаф Хайруллин, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин, а также руководители и специалисты ведущих операторов грузового подвижного состава и вагоностроительных заводов, производители железнодорожной техники, перевозчики, владельцы инфраструктуры и СМИ.

Заседание открыл генеральный директор ООО «УК РМ Рейл» Максим Тевс.

В рамках своего приветственного слова Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия Инсаф Хайруллин кратко рассказал о главных железнодорожных узлах Мордовии - Рузаевке и Красном Узле. «Железная дорога служит основой надёжных круглогодичных экономических связей Республики с регионами России и странами СНГ» - отметил он.

Инсаф Хайруллин также подчеркнул роль ОПЖТ в совершенствовании нормативной базы, технического регулирования в области подвижного состава, компонентов и элементов его структуры, системы межгосударственных и национальных стандартов, устанавливающих требования к рельсовому транспорту и ж/д инфраструктуре.

Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин сообщил, что ОПЖТ является отраслевым центром, в котором сосредоточены все основные идеи и инновации в области производства продукции и ее дальнейшей эксплуатации.

Он отметил, что развитие единой базы данных конструкторской документации, развитие цифровых экосистем в области технического регулирования, стандартизации на ж/д транспорте являются крайне важными задачами на сегодняшний день.

Алексей Дружинин ожидает, что в ближайшее время будут настроены новые математические модели проведения сертификационных испытаний, цифровые двойники, позволяющие исключить ошибки человеческого фактора, а также снизить затраты, которые сегодня несут производители на испытания.

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович в рамках приветственного слова сообщил участникам, что в текущем году Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» исполнилось 15 лет. Он отметил, что за прошедшие годы была проведена большая и эффективная работа в части развития отрасли и поддержки деятельности организаций-членов Ассоциации. Также Валентин Гапанович кратко рассказал о текущих проектах ОПЖТ, представленных в рамках заседания.

Генеральный директор ООО «УК РМ Рейл» Максим Тевс рассказал о результатах и перспективах развития компании. Он сообщил, что основным направлением компании ООО «УК РМ Рейл» является вывод на рынок нового подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками. Максим Тевс продемонстрировал участникам уникальные разработки новой линейки грузовых вагонов, выпускаемых на производственных площадках АО «Рузхиммаш».

Вице-президент ОПЖТ, генеральный директор ООО «ИЦПВК» Олег Сеньковский доложил о реализации автоматизированной системы «Электронный инспектор» на предприятиях «РМ Рейл» и АО «НПК «Уралвагонзавод», которые в числе первых вступили в проект по ее внедрению. Система электронного учета выпускаемой продукции позволяет исключить выпуск «двойников» на инфраструктуру и вопросы о легитимности детали, снимая с производителя репутационные риски, исключает выпуск контрафакта, обеспечивая безопасность на инфраструктуре железнодорожного транспорта, оптимизирует время подготовки и подписания одного паспорта качества. В настоящий момент к данной системе подключено 41 предприятие, выпускающее 17 видов продукции, в базу данных внесено более 3 млн деталей.

ООО «ИЦПВК» и АО «Рузхиммаш» презентовали совместный пилотный проект по переходу на подписание в электронном виде паспорта на грузовой вагон формы ВУ-4М, с листом учета комплектации, ВУ-1 и акт допуска железнодорожного подвижного состава к эксплуатации после изготовления. Электронный пакет этих документов будет формироваться в автоматическом режиме на основании паспортов на комплектующие узлы и детали вагонов, внесенные в базу данных АС ЭИ.

Оформление электронных паспортов на грузовые вагоны формы ВУ-4М позволит обеспечить надежное хранение юридически значимых документов в электронном виде. Оперативный доступ к ним будет способствовать сокращению временных затрат при оформлении документов и исключению ошибок при ручном вводе данных за счет формирования паспортов в автоматическом режиме с учетом электронных паспортов на детали, уже находящихся в базе данных АС ЭИ.

Переход на формирование пакета документов в электронном виде позволит улучшить логистику передачи сопроводительных документов после изготовления вагонов и будет способствовать развитию взаимодействия при реализации процедур, связанных с регистрацией грузовых вагонов в рамках Административного регламента по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава.

В своем выступлении Олег Сеньковский также уделил внимание вопросам важности актуализации конструкторской документации и обеспечения контроля в части соблюдения выполнения норм авторского права, а именно: контроль за наличием соответствующих лицензионных договоров (ст. 1235 ГК РФ), в условиях которых предусмотрена обязательная и своевременная актуализация используемой конструкторской документации по мере внесения изменений.

Заместитель генерального директора по административным вопросам и обеспечению АО «Евросиб СПб-ТС» Андрей Рыков рассказал о применении цифровых технологий в производстве железнодорожного машиностроения. Он сообщил, что на площадке ОПЖТ ведется работа по запуску пилотного проекта в рамках реализации Концепции «Цифровая платформа управления жизненным циклом составных частей грузового вагона».

Перспективой развития проекта является создание «бесшовной среды», обеспечивающей взаимодействие двух и более программных систем с «упрощением» пользовательского влияния на миграцию данных межу системами за счет формирования совместно используемой базы данных с обеспечением ее стабильности и целостности информации. Реализация Концепции является одним из шагов к реализации Цифрового двойника грузового вагона.

Совместно с Союзом операторов железнодорожного транспорта образована Рабочая группа по выработке практических шагов по внедрению указанной концепции, в рамках которой формируется Единая цифровая платформа управления жизненным циклом составных частей грузового вагона наиболее эффективным способом.

Вице-президент, руководитель СДС ОПЖТ Алексей Рукавишников проинформировал о развитии системы добровольной сертификации, обеспечивающей независимую оценку потребительских свойств продукции и функционирования систем менеджмента качества предприятий железнодорожного и рельсового транспорта по требованиям отраслевого стандарта ISO/TS 22163 и системе менеджмента качества. Изменения в Системе добровольной сертификации ОПЖТ зарегистрированы Росстандартом 07 апреля 2022 г.

При поддержке ОАО «РЖД» в части включения в конкурсные процедуры компании критерия «Наличие сертифицированной системы менеджмента качества» и заинтересованности предприятий промышленности обеспечен переход сертифицированных по требованиям ISO/TS 22163 предприятий из европейской системы IRIS в систему СДС ОПЖТ. Проведено 37 аудитов, что наглядно демонстрирует заинтересованность предприятий промышленности в развитии своих систем управления в соответствии с требованиями международного отраслевого стандарта.

Первый заместитель начальника Центра технического аудита – структурного подразделения ОАО «РЖД» Андрей Вепринцев в рамках своего доклада проинформировал участников заседания о внедрении новых информационных технологий при проведении инспекторского контроля продукции железнодорожного назначения и технических аудитов.

Управляющий директор ООО «ВКМ-Сталь» Николай Чалов и управляющий директор АО «Рузхиммаш» Валерий Ларин кратко доложили о мощностях и перспективах развития возглавляемых производственных площадок холдинга «РМ Рейл», а также об успешном опыте внедрения Автоматизированной системы «Электронный инспектор», благодаря которой удалось повысить уровень цифровизации на производстве, снизить издержки, связанные с логистикой и архивирование документов о качестве выпускаемой продукции.

В рамках своего доклада директор департамента железнодорожной техники АО «НПК «УРАЛВАГОНЗАВОД», председатель Подкомитета ОПЖТ по вагоностроению Андрей Абакумов отметил высокую значимость для предприятий внедрения Автоматизированной системы «Электронный инспектор», он подробно доложил о ходе и преимуществах ее внедрения. Также Андрей Абакумов проинформировал участников заседания о проводимой АО «НПК «УРАЛВАГОНЗАВОД» работе в части цифровизации бизнес-процессов по формированию конструкторской документации, об использовании автоматизированной системы патентной информации и призвал к обсуждению вопросов в области импотозамещения технологий в рамках деятельности Подкомитета ОПЖТ по вагоностроению.

Заместитель генерального директора ООО «ИЦПВК» Александр Шмыков в рамках своего доклада проинформировал участников заседания о поступившем в адрес ОПЖТ обращении АО «Синара-Транспортные Машины» о рассмотрении вопроса оптимизации процедур получения условного номера клеймения для изготовителей подвижного состава, исключения дублирования выполняемых работ и снижения дополнительной финансовой нагрузки на предприятия.

Он отметил ряд действующих обязательных процедур, которые проходят предприятия при организации процедуры постановки продукции на производство и ее сертификации.

Участники заседания поддержали инициативу АО «СТМ» о рассмотрении, в рамках профильных Комитетов ОПЖТ, вопроса выработки предложений по оптимизации процедур присвоения (расширения действия) условного номера клеймения для предприятий-изготовителей подвижного состава.

В завершении заседания президент ОПЖТ Валентин Гапанович поблагодарили участников за систематическую работу в части повышения качества продукции железнодорожного назначения и наградил благодарностями и почетными грамотами ОПЖТ представителей АО «Рузхиммаш», ООО «ВКМ-Сталь» и ООО «ИЦПВК» за высокое профессиональное мастерство и вклад в развитие железнодорожного машиностроения.

В рамках второго дня проведения выездного заседания Комитета ОПЖТ по качеству делегация посетила производственные площадки холдинга «РМ Рейл» – АО «Рузхиммаш» (г. Рузаевка) и ООО «ВКМ-Сталь» (г. Саранск).

В рамках визита делегация ознакомилась с технологическим парком предприятий, который включает:

  • современные установки для лазерной и плазменной резки и раскроя металла;
  • единый механообрабатывающий центр;
  • роботизированные сварочные комплексы;
  • мощные печи для термической обработки;
  • листоштамповочные прессы;
  • окрасочно-сушильные комплексы и прочее оборудование ведущих российских и европейских производителей.

В рамках посещения АО «Рузхиммаш» – делегации продемонстрировали вагоностроительную площадку и ознакомили с возможностями предприятия – линейка продукции включает свыше 100 моделей грузовых вагонов, в том числе вагоны-цистерны, вагоны-хопперы, вагоны-платформы, полувагоны, крытые вагоны и вагоны-самосвалы. Ассортимент постоянно пополняется за счет специальных и инновационных вагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками. На предприятии действует производство полного цикла.
Смежная специализация – производство танк-контейнеров, оборудования для нефтегазовой, нефтеперерабатывающей и химической отраслей. Это газовые контейнеры-цистерны, фильтры, единичное оборудование и аппараты различных модификаций для обезвоживания и обессоливания нефти, очистки газа, хранения продуктов, а также широкий спектр теплообменного оборудования и выпарных установок.

С 2018 года АО «Рузхиммаш» реализует программу технического перевооружения производственных мощностей. Сегодня максимальные производственные мощности предприятия достигают 12 000 вагонов в год. Растет производительность труда.

Уровень соответствия выпускаемых вагонов АО «Рузхиммаш» имеет положительную динамику за счет внедрения и функционирования системных мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов и составляет 99,28%.

В июле 2022 г. АО «Рузхиммаш» прошло сертификацию в соответствии с требованиями ISO/TS 22163 в Системе добровольной сертификации ОПЖТ.

На предприятии внедрена Автоматизированная система «Электронный инспектор», которая позволяет исключать контрафактную продукцию, снижает трудоемкость ведения базы входного контроля на. 17% и предоставляет онлайн доступ пользователей к паспортам элементов вагонов.

В рамках посещения ООО «ВКМ-Сталь» делегацию ознакомили с производственными мощностями. Сегодня предприятие работает в максимальном темпе, выпуская порядка 56 тыс. тонн литья в год, а номенклатура производимой продукции составляет свыше 600 единиц. Предприятие специализируется на производстве литейной продукции для железнодорожной, автомобильной отрасли и сельского хозяйства.

На предприятии внедрена автоматическая линия вакуумно-плёночной формовки «VDK-10» – это современный, высокотехнологический комплекс, обеспечивающий получение отливок крупного вагонного литья с высокой размерной точностью и высоким качеством поверхности.

Эксперты ФБУ «РС ФЖТ» и ООО «ИЦПВК» подтверждают высокое качество литейной железнодорожной продукции и, в частности, надежную конструкцию рамы боковой, основного элемента тележки грузового вагона производства ООО «ВКМ-Сталь».

На предприятии также внедрена Автоматизированная система «Электронный инспектор», позволяющая исключить вопросы о легитимности деталей, снимая с производителей репутационные риски, снизить уровень контрафактной продукции, обеспечивая безопасность на инфраструктуре железнодорожного транспорта и оптимизирует время подготовки и подписания паспортов качества.

На предприятии достигнут самый низкий уровень брака в железнодорожной отрасли, а также лучшие показатели по себестоимости и по производительности труда, что в итоге позволило занять лидирующие позиции в отрасли по производству крупного, среднего и мелкого вагонного литья.

Предприятия, входящие в холдинг «РМ Рейл», зарекомендовали себя как надежные поставщики высококачественной продукции для нужд железнодорожной отрасли.