Состоялось заседание Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов
30 мая 2023 г. состоялось заседание Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов под председательством вице-президента ОПЖТ Владимира Шнейдмюллера.

В заседании приняли участие: президент ОПЖТ Валентин Гапанович, заместитель генерального директора АО «СТМ» Юрий Машталер, начальник отдела новых локомотивов ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» Николай Корабельников, начальник управления качеством в производстве ООО «ЛокоТех» Вячеслав Бурунов, начальник управления по техническому сопровождению новых серий локомотивов ООО «СТМ-Сервис» Марс Султанов, главный инженер-исследователь отдела механических систем ООО «ЦПТ-ТМХ» Антон Горин, а также руководители и специалисты организаций-членов ОПЖТ.
В рамках приветственного слова президент ОПЖТ Валентин Гапанович сообщил, что ОПЖТ в инициативном порядке разработан СТО ОПЖТ «Система менеджмента качества. Требования к организациям по ремонту и обслуживанию железнодорожного тягового подвижного состава». Целью стандарта является получение объективных свидетельств выполнения требований нормативной и технической документации процессов ремонта железнодорожного подвижного состава и процессов СМК, повышение показателей, характеризующих качество ремонта ТПС по результатам внутреннего аудита. Данный стандарт, созданный на основе требований ISO 9001 и отдельных положений ISO/TS 22163, разделен на 3 уровня:
- Стратегический (аудит СМК);
- Линейный (технологический аудит);
- Производственный (технический аудит).
Чек-лист аудита содержит 156 вопросов для оценки СМК, технологических и технических процессов ремонта. На основании свидетельств аудита выбирается соответствующий уровень зрелости оцениваемого параметра. Максимальное количество баллов – 468, что соответствует 100% выполнению требований СТО.

Президент ОПЖТ отметил необходимость проверки функционирования данного стандарта на локомотивных ремонтных депо ТМХ и СТМ, чтобы по результатам данных аудитов была возможность внести некоторые корректировки в документ.
Также Валентин Гапанович подчеркнул, что ПКБ ЦТ «ОАО РЖД» провело важную работу по учету отказов технических средств 1, 2, 3 категории по вине локомотивного комплекса за 2013-2022 гг. Однако он предложил исключить из данного анализа отказы 3 категории, так как специальный документ предполагает учет отказов на инфраструктуре ОАО «РЖД», а отказы 3 категории (неисправности и повреждения, выявленные при диагностике) не имеют отношения к данной инфраструктуре.

Начальник отдела новых локомотивов ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» Николай Корабельников в рамках своего доклада сообщил о показателях оценки качества работ, выполняемых ремонтными предприятиями. Он отметил, что по электровозам удалось сменить тенденцию снижения количества выпускаемых из ремонта локомотивов, при этом количество локомотивов, отремонтированных в 2023 г., увеличилось на 1,4% по отношению к 2020 г.
По ответственности локомотиворемонтных заводов в 2023 г. проведено 2248 неплановых ремонтов, из которых 17,3% (388 случаев) приходится на локомотивы, выпущенные в текущем году. Достигнуто снижение по сравнению с 2020 г. на 8,5%. Николай Корабельников отметил, что особого внимания требуют случаи вывода локомотива из эксплуатации после неплановых ремонтов, проведенных в текущем году.

Обратившись к данным по итогам 4 месяцев 2022 г. Николай Корабельников подчеркнул, что 249 из 609 локомотивов, выпущенных из ремонта в текущем году, имели неплановый ремонт, то есть отказывал почти каждый второй локомотив (41%). Всего допущено 388 случаев непланового ремонта.
Проведенный анализ показывает, что основными причинами непланового ремонта тепловозов являются отказы электрического, а также механического оборудования, выход из строя высоковольтной и низковольтной аппаратуры (кабелей, проводов, буферных фонарей и др.).
Темой доклада начальника управления качеством в производстве ООО «ЛокоТех» Вячеслава Бурунова стала проводимая работа ООО «ЛокоТех» по качеству технического обслуживания и ремонта локомотивов. Он рассказал о текущих показателях надежности по локомотивному комплексу. По итогам работы за 4 месяца 2023 г. сформировалась отрицательная динамика как по электровозам, так и по тепловозам.


Также Вячеслав Бурунов доложил о проводимой работе, направленной на повышение качества обслуживания и ремонта локомотивов:
- На постоянной основе организованна работа с системными несоответствиями, допущенными в эксплуатации с применением Дорожных карт первоочередных и корректирующих мероприятий. Разработаны совместные с локомотивостроительными заводами реестры системных несоответствий по локомотивам серий 3ТЭ25К2М, 2ТЭ25КМ, ЭС5К и ЭС4К (на сегодняшний день разработаны и подписаны реестры из 229 системных несоответствий);
- С мая 2023 г. выпущен стандарт организации «Контроль и испытания продукции в СЛД ООО «ЛокоТех-Сервис» регламентирующий единый подход для всех СЛД в части организации работы ОТК;
- В ООО «ЛокоТех» внедряется Х-матрица – инструмент для планирования работы команды. Это задокументированный на бумаге план, в котором фиксируются цели и формируется система их достижения.
Вячеслав Бурунов отметил, что в план развития производственной системы ООО «ЛокоТех-Сервис» дополнительно включили внедрение Карт потока создания ценностей в СЛД. Основной целью данного инструмента является ликвидация потерь времени при выполнении операций.
Он также доложил о разрабатываемом проекте Автоматизированного комплекса технических устройств допуска локомотивов на инфраструктуру (АКТУДЛИ). Данный проект подразумевает автоматизированный комплекс технических устройств допуска локомотивов на пути общего пользования, обеспечивающий автоматический сбор и анализ информации о соответствии полученных параметров контрольным значениям, техническом состоянии локомотива в целом, соответствии локомотива требованиям ПТЭ, формирующий протокол технического состояния с выдачей заключения о допуске локомотива на инфраструктуру. Основной целью проекта является исключение человеческого фактора, а именно автоматизация передачи результатов измерений в АСУ СГ с последующей интеграцией формы в электронный паспорт локомотива.
Начальник управления по техническому сопровождению новых серий локомотивов ООО «СТМ-Сервис» Марс Султанов выступил с докладом на тему: «Качество ремонта тягового подвижного состава. Результаты внедрения системных мероприятий, направленных на устранение причин отказов в эксплуатации (на примере электровозов серии 2,3ЭС6)». Он сообщил, что на сегодняшний день на сервисном обслуживании в ООО «СТМ-Сервис» находится 7730 секций локомотивов 23-х серий, из которых доля электровозного парка составляет 77,3%. Доля локомотива серии 2,3ЭС6 составляет 47,9% от общего количества электровозов (2859 секций).
Ежегодно на основании статистики отказов и неплановых ремонтов за предшествующий год совместно с ООО «Уральские локомотивы», ООО «НЭРЗ» и заводами-изготовителями комплектующих разрабатываются мероприятия по повышению надежности локомотивов серии 2,3ЭС6 и 2,3ЭС10 на 2023 г., а также Сводный план по повышению надежности технических средств, снижению технологических нарушений и их влияния на перевозочный процесс в ОАО «РЖД».
Марс Султанов рассказал об основных программах по повышению надежности на 2023 г.:
- Программа повышения надежности 2ЭС6 (32 мероприятия) и 2,3ЭС10 (11 мероприятий);
- Сводный план по повышению надежности всех серий локомотивов ОАО «РЖД» (51 мероприятие).
Он отметил динамику снижения удельного количества неплановых ремонтов локомотива серии 2ЭС6 на 1 млн км пробега за последние 5 лет. В 2023 г. компания столкнулась с рядом неисправностей, связанных в основном с отказами компрессорных установок в связи с переходом на импортонезависимые комплектующие изделия.

Также он обозначил основные причины повышенных показателей удельного количества неплановых ремонтов локомотива на 1 млн км пробега по оборудованию за 12 месяцев 2021-2022 гг. (ТЭД, электрооборудование и механическая часть):
- пробой и снижение сопротивления изоляции ТЭД 810-й серии;
- неисправность корпуса моторно-осевых подшипников;
- переброс электрической дуги в шахте ПТР.
Главный инженер-исследователь отдела механических систем ООО «ЦПТ-ТМХ» Антон Горин в своем докладе остановился на разработке уточненной методики остаточного ресурса бандажа локомотивов. Он сообщил о проводимой работе по созданию автоматизированной системы централизованного расчета остаточного ресурса критических узлов локомотивов, находящихся в эксплуатации (СПР).

Антон Горин рассказал, что совместно с Брянским государственным техническим университетом проведена большая работа по оценке интенсивности износа бандажей колес локомотивов в зависимости от различных факторов эксплуатации (радиусы кривых, режим тяги, скорость движения локомотива, применение смазки или ее отсутствие), а также от полученных весовых коэффициентов влияния каждого фактора. Данные весовые коэффициенты легли в основу формальной зависимости по оценке остаточного ресурса бандажа.

Он также отметил перспективы развития СПР:
Использование современного комплекса сбора данных о работе локомотивов наряду с успехами последних лет в области ИИ имеют хорошие перспективы для прогнозирования остаточного ресурса критических узлов;
Комбинация традиционных подходов оценки технического состояния узлов по зависимостям, основанным на физических законах и нейросетевых технологиях, может дать наилучший результат в вопросе повышения эффективности системы технического обслуживания.
В завершение заседания Владимир Шнейдмюллер поблагодарил участников за активную работу. В ходе работы участники заседания выработали ряд предложений, которые будут отражены в протоколе заседания.