Состоялось заседание Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов

16.11.2023
16:21

16 ноября 2023 г. в формате видео-конференц-связи состоялось заседание Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов на тему: «Перспективные маневровые тепловозы для промышленных предприятий. От проекта до внедрения» под председательством Владимира Шнейдмюллера.

В заседании приняли участие более 150 руководителей и специалистов организаций-членов ОПЖТ и предприятий промышленного железнодорожного транспорта, в том числе президент ОПЖТ Валентин Гапанович, исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин, заместитель генерального директора АО «СТМ» Юрий Машталер, генеральный директор ООО «ТМХ Инжиниринг» Дмитрий Петраков, главный специалист по транспорту АО «ЕВРАЗ НТМК» Владимир Полюхович.

В рамках приветственного слова вице-президент, председатель Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов ОПЖТ Владимир Шнейдюмллер отметил, что данная встреча является продолжением предыдущих заседаний Комитета, которые проводились на протяжении года, по обсуждению, в том числе, вопроса по производству/обновлению локомотивов для нужд промышленного транспорта. Данное совещание организовано в соответствии с поступившим обращением АО «НТЦ «ПРИВОД-Н» в адрес президента Ассоциации.

В своем приветственном слове президент ОПЖТ Валентин Гапанович отметил, что в рамках деятельности Ассоциации разрабатывается ряд нормативных документов, способствующих повышению качества производства и ремонта железнодорожного подвижного состава, в т.ч. и СТО ОПЖТ по установлению методических рекомендация для выполнения измерений поверхности катания колес железнодорожного подвижного состава. Впервые был разработан, и включен в данный документ, классификатор кодов и каталог дефектов (неисправностей) колес железнодорожных, который устанавливает виды дефектов колес железнодорожных, образующихся в них в процессе эксплуатации, общий порядок определения типа, расположения, код обозначения дефектов, причины их появления и развития, способы выявления.

Также Валентин Гапанович проинформировал участников, что проведена работа по разработке ряда стандартов для грузового вагонного комплекса: СТО ОПЖТ 43-2022 «Вагоноремонтные предприятия. Методические рекомендации по внедрению системы менеджмента качества» и СТО ОПЖТ 44-2022 «Система менеджмента качества. Вагоноремонтные предприятия. Методические рекомендации для проведения комплексного аудита». Одно из важных особенностей данных документов – это то, что они созданы для работников вагоноремонтных депо, а не специалистов в области сертификации и, соответственно, являются понятны для работников всех уровней.

Исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин в приветственном слове поблагодарил Владимира Шнейдмюллера и Валентина Гапановича за организацию данного мероприятия, так как обсуждаемая тема важна для всего промтранспорта.

Александр Маняхин отметил, что сегодня на путях необщего пользования эксплуатируются порядка 5250 локомотивов. Средний срок службы локомотивов составляет 33 года. И это локомотивы, которые были произведены в 80-90-х годах. 76 % эксплуатируемых локомотивов произведены на АО «Людиновский тепловозостроительный завод» и АО «УК «БМЗ». Стоит отметить, что данные локомотивы удовлетворяет владельцев, находятся в технически исправном состоянии, безопасно эксплуатируется на дорогах путях необщего пользования. Но в техническом плане локомотивы уже устарели. По результатам проведенного опроса СРО Ассоциацией «Промжелдортранс» среди предприятий промышленного железнодорожного транспорта получены результаты, что предприятия хотят получить новые, обновленные локомотивы тех серий, которые они эксплуатируют И это говорит, в первую очередь о том, что данная тема важна и ей необходимо уделить большое значение.

С докладом на тему «Проект экспериментального маневрового тепловоза промышленного типа для технологического железнодорожного транспорта с электро-механической трансмиссией переменно-пульсирующего тока «ТЭМП 1тт», выступили главный специалист по транспорту АО «ЕВРАЗ НТМК» Владимир Полюхович, начальник Управления КТЭО ООО «ИЦ «Русэлпром» Станислав Флоренцев и ведущий специалист по направлению модернизации тепловозов ООО «ПромЭлКом» Кирилл Небензя.

О тяговом подвижном составе для промышленных предприятий доложил генеральный директор ООО «ТМХ Инжиниринг» Дмитрий Петраков.

Старший менеджер по развитию транспорта ПАО «Северсталь» Сергей Гомзиков и менеджер по аналитике ПАО «Северсталь» Марина Орлова рассказали об опыте взаимодействия с производителями локомотивов и тестовой эксплуатации инновационных локомотивов.

Об анализе применения различных типов ТЭД для маневровых локомотивов доложил начальник отдела электрических систем ООО «Центр Перспективных технологий ТМХ» Александр Ушаков.

Директор направления «Крупные электрические машины» АО «Русатом РДС» Сергей Снегирев выступил с докладом «Асинхронный тяговый привод для маневрового-вывозного тепловоза».

Вкратце о маневровых локомотивах производства АО «Синара-Транспортные Машины» доложил Михаил Бойко.

О ходе работ по пересмотру ГОСТ 24790 «Тепловозы промышленные. Общие технические условия» доложил начальник научного центра стандартизации и методологии технического регулирования АО «ВНИКТИ» Елена Белова.

В настоящее время на территории Российской Федерации в области регламентации требований промышленных тепловозов действует ГОСТ 24790-81 «Тепловозы промышленные. Общие технические условия». За время действия стандарта появился ряд новых межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к отдельным изделиям и системам, применяемым в т. ч. на промышленных тепловозах, а также ряд стандартов, раскрывающих более подробно, чем изложено в действующем ГОСТ 24790―81, отдельные аспекты требований, актуальных для промышленных тепловозов.

Необходимость пересмотра ГОСТ 24790-81 обусловлена следующими причинами:
во-первых, это обеспечение безопасности локомотивной продукции и выполнение требований технического регламента ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»;
во-вторых, это гармонизация и унификация требований к промышленным тепловозам с текущей нормативной базой в области локомотивостроения.

В рамках Перечня работ по стандартизации ОПЖТ и Программы национальной стандартизации в 2021 году АО «ВНИКТИ» начаты работы по пересмотру ГОСТ 24790.

В октябре текущего года в рамках ТК 045 «Железнодорожный транспорт» завершилась экспертиза окончательной редакции проекта стандарта, в результате которой получен ряд замечаний. После доработки документа на площадке ОПЖТ будет организовано согласительное совещание.

В ходе заседания Комитета был выработан ряд решений, направленных на повышение надежности промышленных локомотивов, которые будут отражены в итоговом протоколе.

По завершению заседания Владимир Шнейдмюллер поблагодарил участников за проявленный интерес и активную работу.