Состоялось заседание Комитета ОПЖТ по разработке и внедрению электротехнических и интеллектуальных систем управления и обеспечения безопасности

19.05.2023
13:40

12 мая 2023 г. состоялось заседание Комитета ОПЖТ по разработке и внедрению электротехнических и интеллектуальных систем управления и обеспечения безопасности под председательством президента ОПЖТ Валентина Гапановича.

В заседании приняли участие представители ОАО «РЖД», АО «НК «КТЖ», ГО «БЖД», АО «ЭЛАРА», ОАО «ЭЛТЕЗА», ООО «ТМХ Интеллектуальные системы», ООО «Центр инновационного развития СТМ», ООО «АВП Технология», ООО «ИРЗ-Локомотив», ООО «КСК», ООО «НПО САУТ», ООО «Финк Электрик», ФГУП «ПО «Октябрь», ПАО «Электромеханика», АО «ВНИИЖТ», АО «НПО «Каскад», АО НПЦ ИНФОТРАНС, АО «Фирма «ТВЕМА», РУТ (МИИТ), ПГУПС и др.

В рамках приветственного слова президент ОПЖТ Валентин Гапанович сообщил, что в 2023 г. исполняется 100 лет отраслевому научно-теоретическому и производственно-техническому журналу «Автоматика, Связь, Информатика» и предложил провести конференцию, приуроченную к данному событию. Также он подчеркнул, что с 2010 г. Комитет ОПЖТ по разработке и внедрению электротехнических и интеллектуальных систем управления и обеспечения безопасности провел 90 заседаний, а также отметил важность рассмотрения вопросов управления движением подвижного состава.

В ходе заседания состоялось избрание председателя Комитета ОПЖТ. Им стал исполняющий обязанности заместителя генерального директора АО «НИИАС» – директора Ростовского филиала Сергей Гришаев.

Также назначен заместитель председателя Комитета ОПЖТ – заведующий кафедрой «Системы управления транспортной инфраструктурой» РУТ (МИИТ) Александр Горелик и ответственный секретарь Комитета ОПЖТ – начальник отделения инновационных и интеллектуальных технологий цифровой станции Ростовского филиала АО «НИИАС» Иван Ольгейзер.

Сергей Гришаев в своем приветственном слове отметил, что на сегодняшний день в состав ОПЖТ входит большое количество заводов и производителей комплектующих, комплексных систем, а также вагонов и локомотивов. На данный момент существуют большие наработки в части автоматизированной диагностики и осмотра подвижного состава. Продукция ряда ключевых заводов, которые производят устройства безопасности на локомотивах успешно эксплуатируется на российских железных дорогах.

Он также сообщил, что наблюдается острая потребность в закупке интегральных микросхем, изготовленных российским производителем АО «ПКК Миландр». Однако у компании появилась ограничительная мера для обеспечения государственного оборонного заказа: отгрузка продукции осуществляется только по согласованию с Минпромторгом России. В связи с этим ОПЖТ подготовлено письмо с просьбой Минпромторгу России рассмотреть возможность способствовать заключению договоров на изготовление и отгрузку продукции производства АО «ПКК Миландр» для предприятий железнодорожного машиностроения, что обеспечит бесперебойную работу и устойчивое развитие железнодорожной отрасли Российской Федерации.

Темой основного доклада Сергея Гришаева стала тенденция развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Он обозначил основные цели, среди которых – увеличение доли перевозочного процесса при сохранении уровня безопасности, а также сохранение независимых технологий и снижение доли импортных комплектующих. В части повышения пропускной способности с обеспечением заданного уровня безопасности на плечах сообщения он выделил следующие пункты:

  • Повышение скорости движения поезда на желтый сигнал светофора более 60 км/час;
  • Виртуальная сцепка в режиме «точка-точка»;
  • Виртуальная сцепка в режиме «точка-многоточка»;
  • Подвижной блок-участок АБТЦ-МШ.

Кроме того, докладчик рассказал о системах, отвечающих за повышение пропускной способности с обеспечением заданного уровня безопасности на станциях:

  • КСАУ-автоматизация управления сортировочным процессом;
  • КЗСП-автоматизация операций визуального контроля заполнения сортировочных путей;
  • СКПИ-повагонный контроль дислокации вагонов в реальном времени;
  • ПРИЦЕЛ-комплекс позиционирования и контроля скрепления составов на путях железнодорожных станций;
  • ППСС-автоматизация технического осмотра вагонного парка.

Он также отметил, что на сегодняшний день в рамках эксплуатации вагонов состояние вагона можно определить сразу по нескольким критериям.

Также участники мероприятия обсудили следующие вопросы:

  • Возможность применения релейно-процессорных систем централизации на станциях 4 и 5 классов;
  • Важность обсуждения и выработки конкретных решений по вопросам организации связи на железнодорожном подвижном составе, в т.ч. технологической;
  • Актуальность внедрения системы контроля и подготовки информации о перемещениях вагонов и локомотивов на станции в реальном времени;
  • Актуальность внедрения дополнительного критерия безусловной отцепки вагонов в ТОР;
  • Возможность повышения скорости заезда пассажирских поездов на тупиковые пассажирские станции;
  • Планы работы Комитета ОПЖТ на 2023 г.

В завершение заседания президент ОПЖТ поблагодарил участников за продуктивную работу, а также отметил высокую роль Комитета, который на протяжении более 12 лет способствует производству высококачественных систем, повышающих уровень и безопасность перевозочного процесса на сети железных дорог.