Состоялось заседание межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524

15.04.2021
18:29

Сегодня состоялось заседание межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт». В мероприятии приняли участие более 100 экспертов из государств-участниц Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), включая представителей железнодорожных администраций стран МГС, а также организаций-членов НП «ОПЖТ».

В ходе мероприятия выступили председатель МТК 524, президент ОПЖТ Валентин Гапанович, ответственный секретарь МГС Владимир Черняк, и.о. генерального директора ФГУП «Стандартинформ» Константин Леонидов, руководитель ФБУ «РС ФЖТ» Александр Комиссаров, ответственный секретарь МТК 524 Анастасия Кобзева, главный инженер АО НК «КТЖ» Батыр Котырев, начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Белорусской железной дороги Владимир Фролов, а также представители компании «Кодекс» - разработчики информационных систем в области технического регулирования и стандартизации.
В ходе заседания обсуждались основные проблемы, возникающие при разработке межгосударственных стандартов, а также пути их решения.

Владимир Черняк рассказал, что в среднем разработка межгосударственного стандарта занимает около 2 лет, а в отдельных случаях может превышать 6 лет. Константин Леонидов проинформировал собравшихся о создании российского института стандартизации, в задачи которого будет включено решение проблем в области разработки стандартов. Александр Комиссаров подчеркнул необходимость перехода на выдачу электронных сертификатов и подачу документов в электронном виде.

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович рассказал о работе МТК 524 и об участии НП «ОПЖТ» в разработке и согласовании межгосударственных стандартов.

В частности, в прошлом году по итогам работы было утверждено 43 межгосударственных стандарта.

Он также обозначил ключевые проблемы, возникающие при разработке стандартов:
• несоблюдение сроков направления замечаний, рассмотрения и голосования в государствах-членах МТК 524;
• противоречия в голосовании в МТК 524 и АИС МГС (одно и то же государство голосует в МТК 524 «за», а в АИС МГС - «против»);

Решить данную проблему можно путем выстраивания сотрудничества железнодорожных администраций – членов МТК 524 со своими национальными органами по стандартизации, т.к. эти органы имеют право голоса в МГС.

Валентин Гапанович рассказал об участии МТК 524 в работах по международной стандартизации. Так, в комитете ISO/ТС 269 Российской Федерацией предложено разработать 2 стандарта, и еще 2 – в IEС/ТС9.

В 2021-2023 годах в рамках работы МТК 524 основное внимание планируется уделить разработке стандартов на грузовые вагоны, локомотивы и МВПС, железнодорожный путь и сооружения, тормозные системы, электрификации и электроснабжения, пассажирские вагоны, объекты железнодорожного транспорта. Всего планируется разработать около ста межгосударственных стандартов, из них 32 – в 2021 году.

Валентин Гапанович обозначил стратегические направления работы МТК 524:
• создание цифровой экосистемы управления нормативно-технической документацией
• участие в работах по стандартизации в области энергоэффективности и экологической безопасности производства и эксплуатации продукции, а также нормирования и определения углеродного следа продукции
• развитие международных отношений в области стандартизации
• обновление действующих и разработка новых межгосударственных стандартов, применение которых будет способствовать исполнению требований безопасности, установленных в национальном законодательстве каждого государства-члена МТК 524.

В ходе мероприятия также выступили представители компании «Кодекс» - разработчика информационных систем в области стандартизации. Они рассказали о будущих перспективах стандартов – переходе на цифровой машиночитаемый и машинопонимаемый формат. Такой стандарт включает в себя несколько элементов: информационную карту, графику, видео и 3D-модели, числовые карты, а также текст XML для контекстного поиска. В настоящий момент НП «ОПЖТ» совместно с компанией «Кодекс» находится на завершающем этапе реализации пилотной части проекта по созданию Цифровой экосистемы управления требованиями к колесной паре железнодорожного подвижного состава.