Состоялось заседание Подкомитета ОПЖТ по ремонту вагонов

01.03.2023
16:00

27 февраля 2023 г. состоялось заседание Подкомитета ОПЖТ по ремонту вагонов под председательством генерального директора Группы «НВРК» Вадима Михальчука. Заседание было посвящено подведению итогов работы Подкомитета в 2022 г. В мероприятии приняло участие более 20 организаций-членов ОПЖТ.

В рамках своего выступления Вадим Михальчук сообщил, что в 2022 г. Подкомитетом проведено 5 совещаний, на которых рассматривались следующие вопросы:

  • Актуализация «Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведение рекламационной работы» по поступившим предложениям АО «Алтайвагон», АО «ВРК-1», Союза «Объединение вагоностроителей»;
  • Рассмотрение СТО ОПЖТ 25-2022 «Методика расчета экономически обоснованных цен на новые модели грузовых вагонов и комплектующих к ним на основе оценки стоимости жизненного цикла»;
  • Назначение срока службы для пружин грузового вагона;
  • Готовность вагоноремонтных предприятий к переходу при ремонте буксовых узлов колесных пар грузовых вагонов на смазку «Буксол»;
  • Рассмотрение форм актов браковки деталей вагонов, разработанных ООО «ИЦПВК» взамен формы ВУ-101 ЭТД;
  • Оптимизация процедур присвоения (расширения действия) условного номера клеймения для производителей железнодорожного подвижного состава и его составных частей на основании положительных результатов разработки и постановки продукции на производство и сертификации продукции;
  • Правомерность установления инновационному подвижному составу межремонтного норматива 8 лет или 1 млн км/800 тыс. км пробега с учетом срока службы резиновых деталей тормозных приборов;
  • Применение герметиков «Анакрол-208» и «Prekote-80» при монтаже тормозной арматуры подвижного состава;
  • Оборудование при изготовлении вагонов-цистерн и при проведении капитального ремонта сливными приборами с тремя степенями защиты разработки АО «ЭПФ Судотехнология»;
  • Необходимость 100 % замены клиньев фрикционных и сменных прокладок буксового проема на новые при плановых видах ремонта.

Он добавил, что на данный момент активными членами Подкомитета являются 26 компаний.

Также Вадим Михальчук доложил о работе, проведенной Рабочими группами ОПЖТ:

  • О назначении срока службы пружин рессорного комплекта тележек грузового вагона;
  • О необходимости пересмотра действующих требований в части установленной периодичности обязательной замены составных частей для тележек вагонов, оборудованных скользунами постоянного контакта ВМ 003.100 СБ;
  • По актуализации нормативных документов в части ремонта и эксплуатации подшипников кассетного типа;
  • По разработке документа, устанавливающего норматив допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей вагона, превышение которых может привести к сходу с рельс.

Он отметил, что актуальным остается вопрос рассмотрения предложений по внесению изменений в Положение об условных номерах клеймения.

Начальник управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Евгений Юдин доложил о проводимой работе по реализации прохождения в автоматизированном режиме процедуры самообследования и принятия декларации соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами в соответствии с требованиями законодательства в области железнодорожного транспорта. Он проинформировал, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» федеральный государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта осуществляется в отношении объектов контроля, а не контролируемых лиц. Это означает, что теперь категория риска относится не к контролируемому лицу, осуществляющую свою деятельность в области железнодорожного транспорта, а к каждому из его объектов контроля. Объектами контроля являются деятельность и результаты деятельности контролируемых лиц, а также инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и ее составные части, железнодорожный подвижной состав и его составные части, железнодорожные пути необщего пользования.

Для расчета категории тяжести объекты контроля разделены на 3 типа: деятельность и действия, результаты деятельности, производственные объекты, которые относятся к категориям тяжести А, Б, В, Г, Д.
Для расчета категории вероятности объекты контроля относят к категории от 1 до 6, где за пятилетний период к учету берутся все транспортные происшествия и события, имеющиеся негативные последствия, такие как: повреждение путей общего и необщего пользования, повреждение подвижного состава, причинение тяжкого вреда здоровью людей и гибель людей, обращения органов государственной власти, общественных объединений инвалидов о нарушении прав и законных интересов инвалидов. От присвоенной категории риска зависит периодичность проведения на предприятиях плановых контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов.

Евгений Юдин сообщил, что в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» План на 2023 год был сформирован исключительно из объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Он отметил, что в состав ОПЖТ входят контролируемые лица ОАО «РЖД», АО «ВРК-1», ООО «НВК», ООО «ВРК «Купино», владельцы объектов контроля высоких категорий риска, а именно 7 объектов чрезвычайно высокого риска и 50 объектов высокого риска.

Евгений Юдин обратил внимание участников заседания на то, что снижение категории риска объекта контроля возможно при соблюдении следующих условий:

  • Прохождение процедуры самостоятельной оценки соблюдения обязательных требований в виде самообследования;
  • Принятие декларации соблюдения обязательных требований;
  • Соответствие критериям добросовестности.

Управлением проводится работа по реализации возможности прохождения процедуры самообследования в автоматизированном режиме в личном кабинете проверяемого лица на официальном сайте Ространснадзора. По результатам проведенного самообследования контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований вправе принять Декларацию соблюдения обязательных требований. После утверждения разработанных Госжелдорнадзором критериев добросовестности для проведения оценки добросовестности в личном кабинете проверяемого лица будет реализована интерактивная форма опросного листа по виду и предмету осуществляемой деятельности и механизм подачи документов на оценку добросовестности контролируемого лица. Совокупность соответствия контролируемого лица критериям добросовестности и принятая Декларация соблюдения обязательных требований позволит отнести объект контроля к низкой категории риска, в отношении которой плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Темой доклада заместителя генерального директора ООО «НВК» Андрея Рогозина стало уточнение требований по установке износостойких элементов, клина фрикционного в узел тележки грузовых вагонов типа 2 по ГОСТ 9246. Он представил статистику по отцепкам вагонов по всем видам неисправностей в ТР-2. Всего за 2022 г. отцеплено 847 900 вагонов, из которых 20 % (170 411) отцеплено по неисправности тележки. Одной из причин отцепок тележки являются отцепки по неисправности фрикционного клина (завышение/занижение/износ). К основной причине допущенных сходов вагонов с рельс относится неисправность тележки – 78 %. Основной причиной неисправности тележки является пружинный комплект.

К документам, устанавливающим технические и гарантийные требования к износостойкий элементам и клину фрикционному, относятся:

  • Технические условия ТУ 32 ЦВ 2459-2007 АО «ВНИИЖТ», ПКБ ЦВ;
  • Технические условия ВАГР.667149.001ТУ ООО «АСЛЗ»;
  • ГОСТ 34503-2018 Клинья фрикционные тележек грузовых вагонов. Общие технические условия.

Андрей Рогозин представил анализ отцепки вагонов в ТР-2 по неисправности пружин (214 код). В 2019 г. показатель отцепки вагонов составлял 16 985, а в 2022 г. показатель увеличился до 21 896. Он отметил, что на сегодняшний день средняя сменяемость пружин на один вагон составляет 0,35 пружин при плановом виде ремонта, а межремонтный период увеличился с 1 года до 3 лет. Действующая ранее сменяемость пружин на вагон составляла от 2-х до 25 пружин в зависимости от вида ремонта вагонов.

Андрей Рогозин продемонстрировал данные по количеству и анализу причин отказов буксового узла в эксплуатации. 46 % отказов 1, 2, 3 категории составляют отказы по неисправностям буксового узла (15 822). К основной из причин нарушения безопасности движения относится нагрев буксы (701). Основная причина отказа буксового узла – неисправность детали подшипника (32,5 %).

Также Андрей Рогозин озвучил предложения по внесению изменений в руководящие документы, направленные на повышение надежности работы данных узлов вагона в эксплуатации.

Темой доклада главного специалиста отдела технического регулирования АО «ПГК» Семена Дирина стали предложения по пересмотру сроков освидетельствования запасных резервуаров. Он сообщил, что распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июня 2020 г. № 1212/р» утверждены разработанные ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» Правила надзора за воздушными резервуарами подвижного состава, эксплуатируемого на железных дорогах ОАО «РЖД». Требования Правил распространяются на все типы подвижного состава (локомотивы, пассажирские вагоны, специальный, моторвагонный подвижной состав и грузовые вагоны.
В соответствии с пунктом 11 Правил резервуары при периодическом техническом освидетельствовании подвергаются частичному техническому освидетельствованию не реже одного раза в два года при очередных плановых ремонтах ПС и полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в четыре года. Допускается (при увеличенных межремонтных пробегах ПС) продлевать очередное полное техническое освидетельствование резервуаров на полгода (или год) с разрешения руководителя соответствующей организации. Аналогичные сроки были указаны и в ранее действовавших Правилах. Однако в настоящее время на сети железных дорог эксплуатируются серийно выпускаемые грузовые вагоны, в том числе инновационные, межремонтный период которых, в соответствии с конструкторской документацией, значительно превышает указанный в Правилах интервал испытаний резервуаров.

Семен Дирин отметил, что ситуацию усложняет Извещение 32 ЦВ 46-2021 об изменении документа 732-ЦВ-ЦЛ «Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов», которое утверждено и введено в действие с 1 января 2023 г., в соответствии с решениями 75-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Извещение ужесточает требования по срокам проведения полного освидетельствования запасных резервуаров и предполагает проведение им гидравлических испытаний не реже одного раза в четыре года независимо от установленных межремонтных интервалов грузовых вагонов. В своем обосновании разработчик Извещения ссылается на требования Правил и не учитывают конструкторскую документацию на грузовые вагоны, которая считается старшим по статусу документом.

Таким образом, имеются существенные противоречия между требованиями Правил и конструкторской документацией на грузовые вагоны, у которых межремонтный интервал превышает приведенный в Правилах срок освидетельствования воздушных резервуаров, что приводит к риску массовой остановки грузовых вагонов от эксплуатации с целью проведения очередного освидетельствования запасных резервуаров, которые возможно провести только в условиях АКП вагоноремонтных предприятий. То есть возникает потребность во внеплановом отцепочном ремонте в условиях вагонного ремонтного депо. Дополнительный ремонт вагона в межремонтный период ради проведения испытания запасных резервуаров сведет на нет всю экономическую эффективность инновационных вагонов.

В связи с этим Семен Дирин предложил рассмотреть данный вопрос и инициировать в ЦТ, ПКБ ЦТ и ПКБ ЦВ – филиалов ОАО «РЖД» изменения требований:

  • Правил и их приведение в соответствие требованиям стандартов, конструкторских и ремонтных документов с учетом разницы в статусе документов;
  • Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов 732-ЦВ-ЦЛ по мере изменения Правил и с учетом перечисленных выше документов.

Таким образом, в настоящее время ПКБ ЦВ готовит проект такого извещения. На данный момент информация о стадии разработки и сути вносимых изменений отсутствует. Однако, по имеющейся информации, в процессе изменения находятся непосредственно сами Правила надзора за воздушными резервуарами, из которых планируется исключить грузовой подвижной состав, оставив только тяговый и пассажирский подвижной состав.

В завершение заседания Вадим Михальчук поблагодарил участников за продуктивную работу. Участники выработали ряд предложений, которые будут отражены в протоколе заседания.