Состоялось заседание Совета главных конструкторов ОПЖТ на тему: «Применение отечественного программного обеспечения для 1D моделирования полномасштабных мультифизических моделей железнодорожного подвижного состава» под председательством главного конструктора АО «ВНИКТИ», заместителя Председателя Совета главных конструкторов ОПЖТ Валерия Никонова.
Состоялось заседание Совета главных конструкторов ОПЖТ на тему: «Применение отечественного программного обеспечения для 1D моделирования полномасштабных мультифизических моделей железнодорожного подвижного состава» под председательством главного конструктора АО «ВНИКТИ», заместителя Председателя Совета главных конструкторов ОПЖТ Валерия Никонова.

В заседании приняли участие более 30 руководителей и специалистов из 24 организаций-членов ОПЖТ и приглашенных компаний.
В рамках приветственного слова Президент ОПЖТ Валентин Гапанович поприветствовал участников заседания и отметил важность разработки отечественного программного обеспечения для 1D- моделирования, применяемого в железнодорожной отрасли, а также необходимость установления надежной коммуникации между разработчиками ПО и производителями железнодорожного подвижного состава и комплектующих, а в частности - вопросам стандартизации в указанной области.
Валентин Гапанович обратил внимание участников заседания, что моделирование и актуализация моделей должны проводиться на всех этапах жизненного цикла изделий. Для этого необходимо, чтобы у инжиниринговых центров, проектирующих подвижной состав, был инструмент мультифизического моделирования, позволяющий проектировать изделия с самого раннего этапа, определяя его технический облик и позволяющий оценивать функциональность как составных узлов и систем изделия, так и изделия в целом с привязкой к условиям виртуального тестового полигона (виртуальные испытания).
Валерий Никонов отметил важность кооперации между IT-структурами и производителями железнодорожной техники с целью реализации проектов по созданию моделей подвижного состава для определения их соответствия требованиям и стандартам до начала производства.
С докладом о применении цифровых двойников при проектировании и проведении исследований подвижного состава и инфраструктуры выступил заведующий лабораторией моделирования взаимодействия подвижного состава и пути АО «ВНИКТИ» Михаил Гаврюшин. Он представил данные о разработках АО «ВНИКТИ» в области создания цифровых моделей локомотивов, подвижного состава, их узлов и деталей.

Также он рассказал о возможностях 1D-моделирования при выполнении как алюмотермитной, так и электроконтактной сварки рельсов.
Руководитель направления проектирования и бизнес-анализа ООО «ТМХ-Инжиниринг» Александр Тотиев выступил с докладом о применении инструментов 1D- моделирования при проектировании подвижного состава. Он рассказал о технологиях 1D функционального моделирования, которые применяются для анализа работы и оптимизации функциональных характеристик изделий. Изделие представляется как комплекс систем, объединённых для обеспечения требуемой функциональности.
Александр Тотиев провел краткий сравнительный анализ возможностей отечественного и зарубежного программного обеспечения, отметив успешное введение первого на электровозах ЭМКА2.

В завершение доклада он рассказал о перспективах применения программного комплекса 1D моделирования, в частности о его использовании при проектировании нового подвижного состава, при разработке систем управления, проектировании систем с возможностью виртуальных испытаний, поддержке при испытаниях, поддержка в эксплуатации и при обслуживании, при разработке тренажеров поездов.

Руководитель отдела разработки ООО «ДЖЭТ ЛАБ», ГК Росатом Михаил Трухин рассказал о REPEAT-платформе для создания полномасштабных цифровых двойников изделий и установок. Он рассказал о технологии цифровых двойников как о виртуальном представлении физического объекта или системы, дублирующее его жизненный цикл с использованием данных реального времени и обеспечивающее взаимосвязь между физическим и виртуальным состояниями с соответствующей скоростью синхронизации. Для получения полноценного цифрового двойника объекта, пояснил Михаил Трухин, используются всевозможные данные об объекте: история обслуживания, история о наработке, история о неисправностях и отказах и так далее.
Он рассказал о преимуществах использования цифровых двойников, в частности о REPEAT-платформе – разработке компании.

К эффектам от внедрения Михаил Трухин отнес цифровую тень, предиктивную диагностику, создание единой информационной системы, использование в качестве тренажера для обучения персонала, снижение экологической нагрузки, эффект за счет косвенной экономии ресурсов.
О применении 1D-моделирования (системного моделирования) в задачах машиностроения с использованием ПК PRADIS и развитии пакета 1D моделирования PRADIS для железнодорожной промышленности доложил директор ООО «Ладуга» Валерий Овчинников.
Он рассказал о российском аналоге программ Simcenter Amesim, SimulationX, ANSYS Twin Builder и Dymola - ПК PRADIS и представил состав библиотек к задачам железнодорожной промышленности.

Также он привел примеры задач системного моделирования на других видах транспорты.
Коммерческий директор ООО «ЗВ Сервис» Илья Колотыркин представил доклад о ПО SimInTeck для математического моделирования железнодорожной техники. Согласно представленного доклада, ПО SimInTeck позволяет реализовать технологию сквозного проектирования на всех этапах жизненного цикла САУ: разработку математической модели, разработку алгоритмов управления, автоматическое программирование аппаратуры, испытания на виртуальном полигоне и испытания на реальном объекте.
Илья Колотыркин отметил, что система имеет возможность интегрирования с другим программным обеспечением, что является её преимуществом, а также что программа имеет техническую поддержку на всех этапах внедрения и интеграции.

Технический директор ООО «Спектр ИКС» Александр Георгиев рассказал о МДС - 1D среде проектирования динамики сложных технических изделий и мультифизичных систем.

Александр Георгиев подробно рассказал о технических особенностях предлагаемого решения и о возможности его применения для проектирования всех видов подвижного состава. Он рассказал, что предлагаемое решение позволяет проводить анализ работы узлов, систем и изделий в 1D, в том числе расчет динамических характеристик, рекомендации по выбору оптимальных конфигураций: характеристики работы отдельных узлов и агрегатов, работу отдельных систем, комплексные модели подвижного состава с учетом системы управления, оптимизация системы под целевые показатели, представил преимущества МДС.

Генеральный директор ООО «ЦИТМ Экспонента» Никита Богославский представил обзор российской среды Engee для технических вычислений, модельно-ориентированного проектирования программного обеспечения и моделирования сложных технических систем. Он подробно рассказал об интегрированной среде Engee как о наиболее полной альтернативе MATLAB, Simulink, AmeSIM, Simscape, Ascet, Scade, LabView, Dspace, RTDS, Opal-RT.
Согласно представленного доклада, Engee является основой для МОП и графического моделирования с помощью привычных блок-схем из базовых и специализированных прикладных библиотек.

В ходе состоявшейся дискуссии участники заседания пришли к выводу о необходимости детальной разработки отечественного модельно-ориентированного проектирования для железнодорожной отрасли. Руководитель направления проектирования и бизнес-анализа ООО «ТМХ Инжиниринг» Александр Тотиев отметил значимость состоявшегося заседания как для разработчиков ПО, так и для его потребителей - промышленных предприятий железнодорожной отрасли, в частности представится возможность детального анализа производимой продукции и её физических характеристик на этапе разработки и проектирования, что должно в перспективе привести к разумной экономии ресурсов при повышении качества производимой продукции.
Ряд представленных докладов будет отражен в соответствующих отраслевых журналах с целью доведения до промышленных предприятий современных отечественных технологических возможностей.