Специально для ОПЖТ на вопросы в преддверии Дня инженера-механика ответил директор ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» Андрей Рогозин
В чём специфика работы инженера-механика в железнодорожной отрасли?
Если говорить о характерных особенностях в вагонном хозяйстве, то это работа, направлена на обеспечение надёжности и безопасности движения подвижного состава, совершенствование конструкции вагона, системы технического обслуживания и ремонта. На плечах инженеров и конструкторов вагонного комплекса лежит разработка нормативной и технической документации, применяемой на всем протяжении жизненного цикла грузовых вагонов: по процессам проектирования, изготовления, ремонта и эксплуатации вагонов, по специализированному технологическому оборудованию и требованиям к новым грузовым вагонам, их узлам и деталям, моделированию процессов деятельности вагонного комплекса с подготовкой мер и решений по совершенствованию дальнейшей работы, экспертизе новых проектов, оценке целесообразности их внедрения и т.д.
Специфика работы инженеров-вагонников тесно связана с реализацией целей и задач, отраженных в Концепции перспективных направлений развития вагонного хозяйства до 2035 года и формируется в том числе с учетом большого парка вагонов, конструктивным и видовым разнообразием вагонов, широкой географией их эксплуатации, где инженер-механик формирует технически и технологически современную базу для содержания такого вагонного парка и его бесперебойной работы.
Кроме того, инженеры и конструкторы привлекаются к разработке и конструированию новых видов техники и её испытаниям, разрабатывают проекты по развитию полигонных технологий, в том числе Восточного полигона, направленных на обеспечение безотцепочного проследования грузовых поездов «от погрузки до выгрузки», разрабатывают документацию в области метрологического обеспечения вагонного комплекса и многое другое.
Какие инновации в области проектирования, конструирования и эксплуатации оборудования появились в последние годы? Как с годами изменилась профессия?
На сегодняшний день инновации не только появились и применяются, но они постоянно развиваются, и спрос на них растёт, потому что сам спектр инжиниринговых задач стал намного шире за последние годы.
В связи со стремительным развитием инфраструктуры уже не получится, оценить положение дел, связанное с безопасностью движения и надежностью технических средств, рассматривая только конкретный объект или даже группу объектов в эксплуатации. Тогда на помощь приходят передовые системы и подходы к анализам состояния вагонного парка на всей сети с течением времени и учетом ретроспективных данных.
В целом, научно-конструкторская деятельность реформируется по всем направлениям, но решение задач высокой сложности обеспечивается за счет применения современных программных аппаратных комплексов: это и проектный менеджмент при разработке эскизных и технических проектов, и новейшее программное обеспечение для выполнения полного комплекса прочностных и инженерных расчётов конструкций с созданием 2D, 3D-моделей, VR и AR интерактивная визуализация (дополненная и виртуальная реальности) и аддитивные технологии прототипирования, в том числе с использованием 3D печати, а также реализация концепции цифровой железной дороги.
Профессия инженера-механика подвижного состава на сегодняшний день стала более востребованной и конкурентоспособной, спрос на неё возрастает. Выше становятся и требования к профессии: это связано и с разноплановой многозадачностью, и с внедрением новых технологий, и с совершенствованием системы сертификации и аттестации высокопрофессиональных специалистов и персонала.
Навыки инженеров-вагонников стремительно развиваются с использованием современного метода анализа на основании больших данных. Такая информация позволяет получить наиболее полную картину технического состояния вагонного парка, выявить «узкие места», что позволяет вырабатывать правильные и эффективные инженерные решения, увеличить скорость принятия управленческих решений и положительным образом сказывается на динамике ключевых показателей, а также процессе поиска и реализации корректирующих мероприятий, направленных на совершенствование деятельности вагонного комплекса и ОАО «РЖД» в целом.
Инженеры-механики являются двигателями технического прогресса – что необходимо уметь, чтобы быть профессионалом? Обучают ли этому студентов в университете, или только практический опыт даёт возможность стать профессионалом?
Высококлассный инженер-механик вагонной отрасли – это, в первую очередь, умение правильно использовать в работе нормативную документацию, видеть причинно-следственные связи, между нормативно-техническими требованиями и техническим состоянием вагона, видеть перспективы развития вагонного комплекса.
В настоящее время при формировании тех или иных решений большое влияние оказывает человеческий фактор. Сейчас основным требованием является его минимизация. В дальнейшем мы видим разработку специализированного программного обеспечения, в том числе на мобильных устройствах, позволяющее автоматизировать процессы разработки, актуализации, распространения нормативно-технической документации, а так же автоматизировать систему управления требованиями к ней.
Безусловно, практика играет важную роль в становлении профессионала, она даёт навыки, которые со временем становятся опытом. Сегодня специалистов инженеров готовят в университетах путей сообщения, но многие профессионалы начинали свой путь ещё раньше: в техникумах, в учебных центрах профессиональных квалификаций (дорожные школы рабочих профессий) и непосредственно на рабочих местах. Настоящий профессионал должен быть всегда в развитии, поэтому необходимо непрерывное самообучение и саморазвитие.
Нельзя не отметить необходимость дальнейшего повышения инженерно-конструкторского потенциала вагонного комплекса, а так же необходимость расширения спектра услуг в области стандартизации, подтверждения соответствия, проведения испытаний, чтобы имелась возможность под ключ разрабатывать комплект конструкторской документации, сопровождать процедуры постановки на производства продукции и процедуры сертификации и декларирования продукции.