Специально для ОПЖТ в преддверии Дня знаний Ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) Олег Валинский дал интервью.

30.08.2024
17:00

Расскажите о взаимодействии университета и Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ). В каких совместных с ОПЖТ проектах вуз принимает участие?

Мы – активные участники объединения. Так, в октябре на базе университета состоится очередное заседание Объединения. На повестке дня традиционно ставятся вопросы нормативной базы и стандартизации железнодорожной техники и объектов инфраструктуры. Участники этих обсуждений – разработчики нормативной документации т производители, ведь задачи ОПЖТ – выработка нормативных решений, которые позволят производителю освоить выпуск новых видов техники, принципиально иных объектов инфраструктуры.

В настоящее время университет заявил о возможности подготовки восемнадцати ГОСТов для высокоскоростной магистрали. В частности, к разработке готовы приступить кафедры «Железнодорожный путь» и «Вагоны», «Методы и приборы неразрушающего контроля».

ПГУПС может стать основным разработчиком учебника по сертификации в системе менеджмента качества. В нынешнем виде он уже не отвечает требованиям времени с учётом изменившихся критериев контроля для железнодорожного транспорта. Современные тенденции, например импортозамещение, также должно в нем найти отражение.

Для реализации этого проекта в университете наработан богатейший опыт. Например, заведующий кафедрой «Железнодорожный путь» Андрей Валерьевич Романов, имея более 20 лет производственного опыта, занимается вопросами верхнего строения пути для ВСМ, а также экспертизой. Проработке подлежит каждая деталь: высота насыпи и фракция щебня, стандарты перехода насыпи в эстакады, требования к плитам – основе без балластного пути, рельсовые скрепления, накладки, болты… При этом подчеркну, что выработка этих стандартов будет полезной для государства и отрасли в целом, так как их можно будет использовать на строительстве любого другого объекта инфраструктуры. Учитываем, кстати, что весной этого года Минстрой утвердил Свод правил (СП) №119, разработка которого поручена нашему вузу. После гильотины устаревших нормативных документов эта работа является крайне важной и ответственной.

Каков опыт специалистов ПГУПСа в разработке нормативов?

В 2014 году мы первыми в стране разработали пятнадцать специальных технических условий (СТУ) для ВСМ Москва – Казань. СТУ включали полный пакет документов: начиная от верхнего строения пути до шумозащитных экранов. Утверждённый в Минстрое, этот документ послужил основой для дальнейшей работы. На его основании появилось несколько других нормативных документов – свод правил по шумозащитным экранам, искусственным сооружениям. И сегодня эту продукцию успешно изготавливают разные организации: производственники совместно с НИИЖТ, Военмехом и т.д. Позже, когда возникла идея строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург, то доработка СТУ потребовала уже гораздо меньших усилий. 

Поскольку с 1 сентября некоторые СТУ прекратили своё действие, мы разработали первую редакцию стандарта организации РЖД. Когда для ВСМ будет построен полигон, где начнутся испытания инфраструктуры и подвижного состава, мы будем вносить коррективы в этот документ, который сейчас мы делаем на основе разработанных нами прежде СТУ.

Кто в университете задействован на разработке СТУ?

Еще в 2013 году в вузе были сформированы небольшие – по 3-4 человека – группы по всем направлениям. По верхнему строению пути – под руководством Алексея Колоса, по пассажирским перевозкам – под руководством Анатолия Зайцева, «Путь и путевое хозяйство» - группа Андрея Романова и т.д. Сведением воедино этой масштабной работы занялись специалисты кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог» под руководством Сергея Шкурникова. Первый проректор – проректор по научной работе Тамила Титова курировала внешние отношения, координировала деятельность всех участников процесса. Каждую неделю в университете собирался цвет научного мира, методом мозгового штурма вырабатывались лучшие решения. Сейчас, в условиях активизации проекта ВСМ, эта работа возобновилась по всем направлениям.

Очевидно, что при выработке новых стандартов и нормативов не обойтись без испытательного полигона.

Отсутствие условий для испытаний – наша большая проблема. Около десяти лет назад, когда мы работали над вопросами безбалластного пути, в Саблино было уложено несколько плит, и сегодня наблюдаем, как они себя ведут, снимаем показания датчиков, фиксирующих изменения.

Разрабатывая стандарты для ВСМ, а также для тяжеловесного движения, которым мы занялись в рамках проекта «Приоритет-2030», мы остро нуждаемся в проведении натурных испытаний.

В своё время была идея сделать таким полигоном, вновь построенный участок Москва – Владимир, где на больших скоростях можно было апробировать все технические решения, но дальше идеи дело не пошло. Сегодня обсуждается строительство другого полигона – пока не буду говорить где именно, и мы надеемся, что за пару лет его построят, соберут подвижной состав, и мы сможем научно обосновывать технические решения, которых так ждут от нас производители.

ПГУПС уделяет особое внимание получению студентами практических навыков. Как федеральные программы «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы» повлияли на структуру образования будущих железнодорожников?

Участие в программах помогло нам увеличить не только количество часов практики, но и повысить её качество. В рамках «Приоритета» мы работаем над тремя проектами: «Безопасная экосистема интеллектуальной транспортной инфраструктуры», «Новые технологии и материалы в строительстве» и «Тяжеловесной движение – драйвер экономики России».

В ближайшей перспективе более активно займёмся проектом магнитно- левитационных технологий. Отмечу, что за время участия ПГУПСа в "Приоритете" оборудовано и введено в эксплуатацию несколько лабораторий, киберполигон, Инжиниринговый и научно-образовательный центр инновационных технологий и многое другое.

Одним из важных предстоящих событий сентября станет официальное открытие на базе вуза новых образовательных пространств Передовой инженерной школы ИСКРА. Цель проекта – подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, способных обеспечить сохранение технологического суверенитета РФ. Министерство науки и высшего образования выбрало 50 сильнейших вузов, в число которых вошёл и ПГУПС. На создание и развитие ПИШ в 2024 году наш университет получит 230,4 млн руб.

В нашей инженерной школе будут создаваться принципиально новые системы безопасности для рельсового транспорта на базе интеграции стационарных и бортовых интеллектуальных систем передачи данных, включая использование радиоканала. Это позволит повысить объёмы перевозок, их безопасность и эффективность. На площадке школы откроются Центр студенческих инициатив и на его базе технопарк, новые учебные лаборатории. Ещё одна особенность школы состоит в том, что формирование и реализация программ будут производиться по заказам наших ключевых партнёров, среди которых компании РЖД, ТМХ, ВНИИАС, Петербургский метрополитен. Также в вузе проводится ряд мероприятий в плане институциональных изменений. Под новые задачи и требования времени меняем в первую очередь организационную структуру и образовательные программы, создаем условия для качественной подготовки инженеров будущего.