Уход от монополии к рыночной системе был логичным шагом

28.09.2023
13:23

В журнале «РЖД-Партнер» опубликован комментарий генерального директора АО «СГ-транс», вице-президента, председателя Комитета по грузовому подвижному составу Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» Сергея Калетина.

Создание ОАО «РЖД» 20 лет назад стало символом перемен в железнодорожной отрасли. С этого момента начался путь к построению конкурентной модели рынка, которая работает сегодня. Проведение реформы позволило привлечь частные инвестиции для обновления вагонного парка и наращивания производственных мощностей для обслуживания и ремонта подвижного состава.

– Сергей Владимирович, в 2001 году было объявлено о начале железнодорожной реформы, итогом которой должно было стать формирование конкурентной рыночной среды. В каких условиях проходила тогда реформа?
– В конце 1990-х гг. на сети объективно не хватало вагонов и этот дефицит усиливал старение парка. Объем инвестиций в отрасль снижался, а износ основных производственных фондов по мере сокращения финансирования возрастал. Уход от монополии к рыночной системе был логичным шагом на фоне изменений в стране, чтобы переломить сложившуюся ситуацию. При этом учитывалось, что полная передача активов в частные руки несет в себе риски в силу стратегической важности железно-дорожного транспорта для устойчивости экономики и роста промышленности.
1 октября 2003 года был образован единый хозяйствующий субъект – открытое акционерное общество «Российские железные дороги», 100% акций которого принадлежит государству. Создание РЖД обеспечило устойчивость и управляемость системы в период реформирования. В итоге мы пришли к той модели рынка, которая достаточно эффективно работает сегодня.
В скором времени после создания ОАО «РЖД», а точнее – в январе 2004 года, процедуру акционирования прошел «СГ-транс». В следующем году исполняется 20 лет этому событию и 65 лет с момента начала нашей деятельности на рынке железнодорожных перевозок сжиженных углеводородов.

– Каких результатов удалось достичь за счет либерализации железнодорожной отрасли?
– Реформа железнодорожной отрасли обес¬печила выход на рынок частных операторов, а появление конкуренции между ними стало стимулом для повышения эффективности логистики. Борьба за клиента подтолкнула операторов совершенствовать услуги перевозки с точки зрения сроков, скорости, надежности доставки. Получили развитие новые сервисы, например транспортировка от двери до двери, оформление услуг в цифровом формате. Все вместе это повысило привлекательность железной дороги в глазах грузоотправителей.
Кроме того, приход в отрасль бизнеса обес¬печил приток инвестиций в развитие инфраструктуры и подвижного состава. Компании были готовы вкладываться в приобретение вагонов и их ремонт. Это дало стимул и для развития смежных отраслей, включая лизинг, вагоностроение, техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов. Вывод ремонта из структуры ОАО «РЖД» стал логичным продолжением реформы. Здесь также сформировался конкурентный рынок услуг.

– Вы ведь как раз работали в департаменте вагонного хозяйства ОАО «РЖД», когда реформа затронула сферу ремонта и обслуживания парка. Какие изменения Вы бы выделили?
– Действительно, с 2006 по 2008 год я работал первым заместителем начальника департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Нашей первостепенной задачей было обеспечивать надежную и бесперебойную эксплуатацию вагонов на сети. Незыблемым правилом для нас было то, что вагоны не должны допускаться к перевозке без качественного ремонта в требуемый срок. Соответственно, важно было развивать и модернизировать ремонтные мощности.
Я бы выделил два изменения, которые имели принципиальное значение для развития ремонта и обслуживания грузовых вагонов. Первое – это разделение вагонных депо на ремонтные и эксплуатационные. Это позволило избежать их чрезмерной загруженности и сконцентрироваться на определенном виде деятельности, повысив эффективность работы и снизив процент браковки.
Второй важный момент – переход ремонтных депо в руки частных компаний. Впервые ОАО «РЖД» выставило часть этих объектов на открытые торги в 2008 году. Новые владельцы тогда гарантировали, что предприятия будут заниматься ремонтом вагонов не менее пяти лет. Для отрасли было важно привлечь финансирование, чтобы обновлять ремонтную базу, а бизнес получал готовые предприятия с квалифицированными кадрами.

– Как сейчас развивается рынок ремонта и обслуживания грузовых вагонов?
– Идет импортозамещение не только комплектующих, но и технологий. Некоторые работы ранее выполнялись главным образом за границей и были слабо развиты или же вообще не делались у нас в стране. Сейчас в силу обстоятельств на такие услуги есть спрос. Как пример могу привести аммиачные цистерны. Поскольку аммиакопровод Тольятти – Одесса выведен из строя, производители переориентируют свою логистику в том числе на железнодорожный транспорт. Мы в АО «СГ-транс» отработали технологию по очистке и техническому освидетельствованию цистерн для перевозки аммиака. Такие услуги оказывает Самарский филиал компании, рядом с которым находится один из крупнейших заводов-производителей аммиака «Тольяттиазот».
Кроме того, меняется география сервисного обслуживания вагонов и танк-контейнеров с учетом новых логистических цепочек. С этой целью мы планируем развивать нашу инфраструктуру.

– Если продолжить тему инфраструктуры, какой Вы видите здесь роль частного бизнеса?
– В текущих условиях, когда нужно быстро переориен¬тировать логистику на новые направления, бизнес напрямую заинтересован в увеличении мощностей инфраструктуры. Мы видим это сейчас, когда Восточный полигон перегружен, а порты испытывают дефицит неугольных терминалов. Появляются масштабные проекты: строительство Тихоокеанской железной дороги, глубоководного морского порта в районе поселка Индига, терминалов – на частные инвестиции. Считаю, что государство и частные игроки должны сотрудничать для достижения общей цели.