В апреле состоялась Межотраслевая научно-практическая конференция ОПЖТ «Тормозные системы железнодорожного подвижного состава. Проблемы, решения, перспектива»

17.04.2025
10:27

В пленарном заседании конференции приняли участие 147 представителей компаний-производителей подвижного состава, тормозных систем, поставщиков комплектующих, проектно-конструкторских бюро ОАО «РЖД», операторов подвижного состава, отраслевых научных и академических институтов, приглашенных компаний и СМИ.

Пленарное заседание открыл президент ОПЖТ Валентин Гапанович. В рамках приветственного слова он отметил, что межотраслевая конференция в таком формате проводится впервые. Последний раз конференция по вопросам развития тормозных систем грузового подвижного состава проводилась в 2004 году. Он отметил, что решения, которые будут выработаны в ходе дискуссий, должны быть реализованы и внедрены в производственную деятельность предприятий железнодорожной отрасли с целью обеспечения проектирования, производства и эксплуатации безопасных тормозных систем и оборудования.

Также с приветственным словом к участникам заседания обратился генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов. Он рассказал о перспективах развития тормозных систем, внедрении электронно-пневматического торможения грузового движения, автоматических систем диагностики тормозного оборудования, интеграции систем в единую систему управления грузовым поездом, что в будущем должно привести к беспилотному грузовому движению.

Генеральный директор АО «НИИАС» Александр Долгий в приветственном слове рассказал о деятельности института, работах, проводимых в области железнодорожной автоматики и методах оценки параметров элементов тормозных систем.

В рамках своего приветственного слова ректор ФГБОУ ВО ПГУПС Олег Валинский рассказал о подготовке будущих инженеров, актуализации образовательных программ. Он отметил, что значительное влияние на образовательный процесс оказывают практические встречи и конференции с участием представителей отрасли и молодых специалистов - студентов ВУЗов.

Директор по развитию Союза операторов железнодорожного транспорта Дмитрий Шпади в своем выступлении рассказал, что развитие современных технологий напрямую связано с актуализацией нормативной базы, в т.ч. стандартов.

В качестве предложений он отметил необходимость синхронизировать назначенные сроки службы РТИ и межремонтные сроки тормозного оборудования, привести РЭ на тормозное оборудование грузовых вагонов в соответствие с действующей нормативно-технической документацией Совета по железнодорожному транспорту.

На пленарном заседании с докладом о тормозных системах железнодорожного подвижного состава, текущем состоянии и ключевых вопросах развития выступил президент ОПЖТ Валентин Гапанович

Он рассказал, что рассматривая жизненный цикл изделий, предназначенных для применения в тормозных системах подвижного состава следует отметить, что практически это целая подотрасль, включающая в себя предприятия-изготовители конечной продукции, поставщиков 2, 3 и 4 уровней, а также предприятия, осуществляющих ремонт и сервисное обслуживание.

Валентин Гапанович доложил, что тормозные системы реализуют одну из основных функций безопасности железнодорожного подвижного состава вне зависимости от типа рельсового транспорта и рассказал, что на основании мониторинга данных из автоматизированных систем ОАО «РЖД» отказы технических средств 1, 2 и 3 категории, связанные с неисправностью автотормозного оборудования, за 12 месяцев 2024 г. составили 13 357 случаев, что составляет 42% от всего количества отказов по вагонному комплексу, при этом основной причиной отказов за отчетный период является неисправность воздухораспределителя – 8 895 случаев (67%), из которых 81% приходится на выход из строя резинотехнических изделий. 

Одной из проблем при создании подвижного состава нового поколения является несоответствие назначенного межремонтного ресурса для грузового вагона и комплектующих резинотехнических изделий, входящих в конструкцию воздухораспределителя.

Валентин Гапанович обратил внимание участников, что важным инструментом обеспечения качества выпускаемой продукции является действующая система менеджмента соответствующая ИСО 22163, для исполнения требований безопасности, установленных в соответствующих технических регламентах ЕАЭС, применяются взаимосвязанные стандарты. Президент ОПЖТ отметил, что в области тормозных систем фонд ТК 045 содержит 27 стандартов. 

В части вопроса ремонтопригодности узлов и деталей, в том числе тормозных систем, основными критериями являются доступность, легкосъемность и контролепригодность деталей и сборочных единиц, что должно стать неотъемлемой частью конструкторской документации. 

В качестве одного из проблемных параметров создания подвижного состава нового поколения является несоответствие назначенного межремонтного ресурса для грузового вагона, в частности, и комплектующих резинотехнических изделий, входящих в конструкцию воздухораспределителя, что требует решения при производстве РТИ.

В докладе президент ОПЖТ коснулся вопросов нормативно-технического регулирования тормозных систем и оборудования. В том числе обратил особое внимание на необходимость установления однозначно понимаемой и непротиворечивой терминологии в действующих стандартах, регламентах и иной нормативной документации.

Отдельным вопросом он отметил подготовку кадров и необходимость разработки и внедрения современных учебных пособий, отражающих актуальные технологии и оборудование.

Директор ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»Андрей Рогозин выступил с докладом омониторинге отказов тормозного оборудования грузовых вагонов, рассказал о работе, направленной на снижение рисков отказов технических средств по неисправности тормозного оборудования грузовых вагонов. В своем докладе он отметил основные причины неисправности воздухораспределителя за 12 месяцев 2024 года (на основании данных АС КАС АНТ).

Андрей Рогозин рассказал о работе по изменению требований Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов 732-ЦВ-ЦЛ, в том числе актуализации требования к контролю момента затяжки безрезьбовых труб (Извещение 32 ЦВ 24-2019), внесению уточнений к требованиям по установке ниппеля 26300 на грузовые вагоны и исключены требования к ремонту концевого крана 190 (Извещение 32 ЦВ 11-2022), введению параметров минимальной глубины захода безрезьбовых труб и ниппелей при монтаже соединений (Извещение 32 ЦВ 1-2023), исключению изготовления резьбы на трубах тормозного воздухопровода грузовых вагонов методом нарезки плашкой (Извещение 32 ЦВ 70-2024), введении допуска замены резьбовой подводящей трубки соединения разобщительного крана с воздухораспределителем на рукав Р36-01 при проведении всех видов ремонта (Извещение 32 ЦВ 2-2019), введении обязательной проверки главной и магистральной части воздухораспределителя, авторегулятора, авторежима, на стендах с регистрацией параметров (Извещение 32 ЦВ 3-2023), исключении применения смазки ПЛАСМА-Т5 при ремонте магистральных и главных частей воздухораспределителя и введение требований по 100% замене резинотехнических изделий при ремонте магистральных и главных частей воздухораспределителя (Извещение 32 ЦВ 82-2024).

В качестве мер, необходимых к реализации были отмечены введение в стандарты требований по обязательному нанесению двух последних цифр года окончания назначенного срока службы продукции при её маркировке, внесение требований по допуску установки рукава соединительного в металлической оплетке типа Р36-01 в узле соединения разобщительного крана с камерой воздухораспределителя в ГОСТ 34434-2018, проведение проверки предприятий производителей резинотехнических изделий для автотормозного оборудования грузовых вагонов на соответствие контроля качества продукции, проведение работ, направленных на повышение качества воздуха для исправной работы тормозной системы подвижного состава, проведение подконтрольной эксплуатации воздухораспределителей типа 483А-06, при постройке вагонов обеспечить оснащение их узлами и деталями, имеющими индикаторы износа и контроля. Также Андрей Рогозин в своем докладе отметил, что тормозное оборудование должно работать при качестве сжатого воздуха, соответствующего 6 классу загрязненности по ГОСТ 17433-80 «Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности».

Директор ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» Юрий Попов рассказал об эксплуатации тормозных систем тягового подвижного состава: анализе отказов тормозного оборудования и предложениях по повышению надежности его работы. Он доложил о статистике отказов автотормозного оборудования по данным АС «КАС АНТ», отказов крана машиниста, отказов компрессора, отказов тормозного оборудования основных серий магистральных локомотивов и представил предложения в части снижения количества отказов и нарушений в работе тормозного оборудования.

В качестве предложений в части снижения количества отказов и нарушений в работе тормозного оборудования озвучены: использование винтового компрессорного агрегата с осушкой воздуха, использование вертикального расположения главных резервуаров, использование крана дистанционного управления тормозами № 130 взамен морально и физически устаревших тормозных приборов золотниково-поршневой и клапанно-поршневой конструкций, применение чек-листа выполнения обязательных технологических операций при проведении сезонной подготовки локомотивного парка с контролем их выполнения в АС «Электронный паспорт локомотива», осуществление контроля применяемого компрессорного масла, разработка типовых карт технологических процессов.

Директор ПКТБ Л ОАО «РЖД» Николай Пигловский доложил об эксплуатации тормозных систем пассажирских вагонов: анализе отказов тормозного оборудования и мерах по повышению надежности работы пассажирского подвижного состава.

Он представил статистические данные об отказах тормозного оборудования, в том числе у МВПС, у ВЛТ, в пути следования, данные о неисправности тормозного оборудования по моделям подвижного состава, выявленным в пути следования, при ТО и ремонте в 2024 г., статистику неисправности тормозного оборудования по предприятиям-производителям и поставщикам в пути следования, при ТО и ремонте в 2024 г. 

Николай Пигловский рассказал о проводимых мероприятиях по предотвращению отказов тормозного оборудования, в частности о проведении рекламационной работы по неисправностям тормозного оборудования, проведении рабочих встреч с подрядчиком и поставщиком оборудования, в результате которых был разработан и утвержден «План корректирующих мероприятий по повышению эксплуатационной надежности блоков тормозных №866.00.00.000 от 12.12.2024», создании цеха ремонта тормозного оборудования ВСМ-Сервис для устранения неисправностей тормозного оборудования Knorr-Bremse, разработке «Плана корректирующих и предупреждающих действий ЦДМВ для исключения случаев отказов и неисправностей тормозного оборудования» и представил предложения к производителям тормозного оборудования.

Начальник Департамента конструкторских разработок и исследований ООО «Уральские локомотивы»Дмитрий Лимонов выступил с докладом об электрических тормозах железнодорожного подвижного состава и рассказал о новых направлениях проектирования и проблемах эксплуатации. Он рассказал о различиях европейской и российской системы управления, практическом внедрении российской системы управления в электровозах, оптимизации системы управления тормозами в локомотивах, и повышении тормозной эффективности поезда при скоростях начала торможения свыше 160 км/ч.

В докладе он отметил, что электродинамический тормоз позволяет реализовывать тормозные усилия во всем диапазоне скоростей вплоть до полной остановки, и одним из главных преимуществ электродинамического тормоза является его возможность при асинхронном приводе обеспечивать тормозное усилие даже при опущенных и отключенных токоприемниках. 

И.о. генерального конструктора АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова Павел Тагиев представил доклад о разработке и производстве современного тормозного оборудования и его комплектующих для железнодорожного подвижного состава: продуктовой линейке, инновационных решениях, направлениях развития.

В докладе он отметил, что необходимо активное внедрение микропроцессорной техники в конструктив систем управления торможения подвижным составом. Данный процесс внедрения уже развивается на протяжении 20 лет, но в последнее время данная тенденция только ускоряется. Необходимо развитие алгоритмов управления, при этом большую роль в выборе оптимальных режимов работы систем управления тормозами перекладывается на электронику, человек перестает в этом процессе принимать активное участие, что в свою очередь приведет к таким  преимуществам, как:

- упрощение и улучшение труда машиниста;

- повышение эффективности и безопасности перевозочного процесса;

- экономия ресурсов.

Необходимо развитие предиктивных технологий с привлечением искусственного интеллекта, что в свою очередь позволит определять потенциальные предотказные состояния системы управления тормозами, а также рекомендовать дальнейшие действия по локализации или устранению дефектов.Генеральный конструктор по тормозным системам АО «Транспневматика» Сергей Старостинрассказал об импортозамещении и новой технике, представил результаты интеграции опытно-конструкторских работ в производство.

Председатель Подкомитета ОПЖТ по автотормозам, руководитель Центра «Динамика поездов, управление тормозами и установление условий обращения» АО «ВНИИЖТ» Григорий Горюнов доложил о необходимости проведения единой технической политики в области разработки, эксплуатации и развития тормозных систем железнодорожного подвижного состава. Он рассказал о факторах, влияющих на выбор нормативов показателей тормозной системы и целях единой технической политики, отметил перспективные направления развития тормозных систем, в ключе выполнения поставленных задач, и их научное сопровождение, эксплуатационные нормативы к тормозному оборудованию и необходимость создания единой терминологической структуры.

Заведующий кафедрой «Локомотивы и локомотивное хозяйство» ПГУПС Дмитрий Курилкин рассказал об изменениях подходов к содержанию программ для изучения тормозного оборудования подвижного состава в ходе эволюции образовательных стандартов высшего образования, в частности отметил наименования и объем «тормозных» дисциплин в структуре образовательных программ и месте дисциплин, направленных на изучение тормозов в новой структуре образовательного процесса. Дмитрий Курилкин доложил о результатах Сетевого совещания ВУЗов Росжелдора по выработке новых подходов по подготовке высококвалифицированных специалистов для железнодорожной отрасли в условиях новой системы высшего образования в Российской Федерации – 28-29.01.2025.

Доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» РУТ (МИИТ) Владимир Маловичко представил доклад об актуализации нормативно-технической литературы, затрагивающей тормозные системы железнодорожного подвижного состава. Он рассказал об основной учебной, технической, нормативной литературе, которая используется в дисциплинах по изучению тормозного оборудования подвижного состава и представил разработанные предложения.

В завершение Пленарного заседания состоялась дискуссия по вопросам повестки.

В рамках пленарной части состоялось награждение памятным подарком от имени Ассоциации и партнера конференции АО «ТМХ» победителя викторины о тормозных системах подвижного состава - машиниста ТЧЭ-12 Октябрьской дирекции тяги ОАО «РЖД» Максима Титова.

С целью максимального охвата актуальных тем, подлежащих рассмотрению в ходе конференции, участники посетили заседания круглых столов «Грузовые вагоны», «Тяговый подвижной состав: локомотивы и МВПС», «Пассажирские вагоны локомотивной тяги».