В ноябрьском номере журнала «Автоматика, связь, информатика» вышла статья «Новый уровень российской системы управления движением поездов МПЦ-ЭЛ-20», автором которой являются заместитель генерального директора ООО «1520 Сигнал» Евгений Павлов, главный инженер ОАО «ЭЛТЕЗА» Евгений Гоман, руководитель дирекции по внедрению и сопровождению МПСУ ЖАТ ОАО «ЭЛТЕЗА» Сергей Фурсов

05.12.2024
21:42

В ноябрьском номере журнала «Автоматика, связь, информатика» вышла статья «Новый уровень российской системы управления движением поездов МПЦ-ЭЛ-20», автором которой являются заместитель генерального директора ООО «1520 Сигнал» Евгений Павлов, главный инженер ОАО «ЭЛТЕЗА» Евгений Гоман, руководитель дирекции по внедрению и сопровождению МПСУ ЖАТ ОАО «ЭЛТЕЗА» Сергей Фурсов.

На станции Пантелеево Северной дороги повышена автоматизация и расширены функциональные возможности системы микропроцессорной централизации нового поколения МПЦ-ЭЛ-20 отечественной разработки. Создание новой системы началось в 2020 г. по решению Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Специалисты Управления, ПКБИ ЦШ принимали активное участие в подготовке документации и проведении испытаний на всех этапах работ и ввода в эксплуатацию МПЦ-ЭЛ-20. Система разрабатывалась российскими компаниями Дивизиона «Железные дороги» холдинга «Нацпроектстрой».

Специалисты Дивизиона «Железные дороги» ГК «Нацпроектстрой»: ОАО «ЭЛТЕЗА», ООО «Кибер- Тех-Сигнал», ООО «1520 Сигнал», АО «АТИС» и другие компании выполнили полный комплекс работ по разработке, испытаниям и постановке на производство на Лосиноостровском электротехническом заводе – филиале ОАО «ЭЛТЕЗА» инновационной системы МПЦ-ЭЛ-20.

МПЦ-ЭЛ-20 присущи как типовые характеристики современных микропроцессорных централизаций, так и эффекты, связанные с применением инновационных отечественных решений, что обеспечивает достижение высокого уровня импортонезависимости системы на всех этапах жизненного цикла. Продукт вобрал в себя более 2 тыс. технических решений и ноу-хау и получил ряд преимуществ по сравнению с системами предыдущего поколения, среди которых:

• полностью отечественное специализированное программное обеспечение центрального процессора на языках ЯЗОП и СТОЯЗ;
• аппаратные средства и операционные системы центрального процессора на отечественных процессорах;
• мультиплатформенное программное обеспечение АРМ ДСП;
• увеличение быстродействия системы с 600 мс до 25–100 мс за счет обработки данных по изменениям (асинхронный протокол), а не цикличности;
• реализация функции защиты информации и киберзащищенности КСПК-ЭЛ, при этом технология защищенных вычислений, заложенная в вычислительном комплексе МПЦ-ЭЛ-20, гарантирует целостность логической структуры памяти прикладных программ, а ее применение позволяет поднять на новый уровень информационную защищенность микропроцессорных централизаций;
• специально разработанная для МПЦ-ЭЛ-20 платформа нижнего уровня ПНУ-20 с возможностью реализации горячего резервирования объектных контроллеров позволяет значительно минимизировать габариты оборудования и потребляемую мощность (возможность размещения до 54 нерезервируемых контроллеров в одном шкафу);

На пуске станции

• встроенные функции диагностики с индикационными измерениями напряжений, токов, сопротивлений изоляции цепей управления стрелками и светофорами;
• возможность управления универсальной платой стрелочного контроллера двух-, пяти-, семи- и девятипроводных схем управления, а также синхронного перевода до пяти стрелочных электроприводов;
• применение в составе рельсовых цепей ЦМ- КРЦ-АР с цифровыми генераторами сигналов АЛС и АЛС-ЕН, позволяющих обеспечить применение рельсовых цепей длиной до 1200 м (длина приемоотправочного пути) с автоматической подстройкой параметров при изменении погодных условий в заданных нормативных пределах;
• применение в составе системы питающей установки УЭП-У-М отечественных модульных устройств бесперебойного электропитания с функцией самодиагностики и возможностью «горячей» замены неисправных модулей без отключения нагрузок; увеличенный функционал встроенной диагностики, позволяющий перейти к сервисному обслуживанию.

МПЦ-ЭЛ-20 продемонстрировала качественно новый уровень организации управления движением поездов, автоматизации процессов и обеспечения безопасности на железной дороге (даже в случае отказа отдельных технических средств), обеспечивая при этом сокращение эксплуатационных расходов.

За период эксплуатации систему усовершенствовали для перехода на принципиально новый уровень автоматизации, в частности:

• модернизировано оборудование центрального процессорного устройства ЦПУ-ЭЛ-20, что позволило значительно сократить время реакции системы и увеличить ее быстродействие;
• модернизирована и расширена линейка плат объектных контроллеров ОК-ЭЛ-20 с подключением функций самодиагностики и горячего резервирования, которые повысили надежность и стабильность работы системы в целом.

Успех новой технологии не остался незамеченным в профессиональном сообществе. В прошлом году МПЦ-ЭЛ-20 заняла первое место в конкурсе лучших инновационных разработок ОПЖТ. При этом ее совершенствование продолжается. В настоящее время на базе МПЦ-ЭЛ-20 готовятся решения для реализации в составе российской системы управления движением поездов высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Северная дорога первой опробовала все возможности передовой российской микропроцессорной централизации МПЦ-ЭЛ-20 и определила вектор развития ее функционала. Система показала свою эффективность, высокую функциональность и отказоустойчивость.

Как отмечает главный инженер ОАО «ЭЛТЕЗА» Е.А. Гоман, инновационные решения, примененные в микропроцессорной централизации МПЦ-ЭЛ-20, – это победа всех специалистов, приложивших усилия, инженерную мысль и опыт к созданию и развитию функционала системы.