В НП «ОПЖТ» прошёл Совет главных конструкторов

20.10.2021
12:50

Совет главных конструкторов НП «ОПЖТ» состоялся под председательством доктора технических наук, профессора, генерального директора АО «ВНИКТИ» Валерия Коссова. Основной темой докладов выступающих стали перспективы применения водородного топлива на железнодорожном подвижном составе.

В своей презентации Валерий Коссов рассказал о применении водородного топлива на железнодорожном транспорте. Он отметил, что к 2030 году, согласно Экологической стратегии «РЖД», планируется снизить выбросы вредных веществ и образование парниковых газов. Согласно инновационному сценарию развития, максимального эффекта можно достичь при использовании природного газа в качестве моторного топлива, а также при поэтапном развитии эксплуатации газомоторных локомотивов и применения водородного топлива. В своей презентации он также провел сравнительный анализ водородного топлива с другими видами топлива: природным газом, пропаном и дизельным топливом.

Доктор технических наук Анатолий Долголаптев рассказал о перспективах массового рыночного применения водорода в промышленности, на транспорте и в энергетике. В своем докладе он подробно остановился на способах хранения водорода на борту подвижного состава в виде невзрывоопасных полициклических углеводородов и преобразования данного вещества в водород для применения в топливных элементах. Также Анатолий Долголаптев рассказал об эффективной добыче природного водорода рядом с местом заправочной инфраструктуры.

Заместитель генерального директора – главный конструктор Группы компаний «ИнЭнерджи» Андрей Голодницкий выступил с докладом о водородных энергоустановках с топливными элементами для транспорта с точки зрения научно-технических и рыночных перспектив. По его мнению, водород – это основа новой энергетики и в мире происходит вытеснение традиционных видов топлива возобновляемыми источниками энергии. Если в 2015 году невозобновляемые энергетические ресурсы составляли 76% от всех источников генерации электроэнергии, то по прогнозам в 2050 году эта цифра составит лишь 15%. К переходу на новые источники энергии стремится автономный транспорт. По сравнению с электрическим транспортом с питанием от контактной сети он отличается большей автономностью, а по сравнению с традиционным транспортом на дизельном топливе – он более экологичен.

Директор института проблем машиноведения РАН Владимир Полянский в своем докладе остановился на снижении прочности конструкционных материалов, связанной с наличием в них водорода. Он отметил, что в газовой промышленности проблема стресс-коррозии до конца не решена. Существующая система испытаний не позволяет исключить взрывы газопроводов и разрушение машин из-за водородного растрескивания. Также он отметил, что существует острая необходимость в разработке системы испытаний оборудования и металлов для работы с газами, содержащими свободный водород.

Руководитель направления ООО «НИЦ СТМ» Александр Филимонов рассказал о развитии водородной энергетики в холдинге СТМ. Он отметил, что у компании есть ряд разработок по созданию автономных локомотивов на экологичных видах топлива. Также в своем докладе он отметил плюсы перехода на водород как энергоноситель – высокую экологичность и теплотворную способность, а также включение водородной тематики в государственную энергетическую политику России. Среди главных рисков он отметил стоимость водорода и недостаточную готовность производства и транспортной инфраструктуры для транспортировки водорода.

Главный конструктор «ТМХ Инжиниринг» Александр Гультяев доложил о ходе разработки рельсового автобуса на водородном топливе на базе рельсового автобуса РА-3 для железной дороги о. Сахалин. Он рассказал о возможных направлениях развития экологически чистой тяги – как про вариант сокращения выбросов, так и его полного исключения. Александр Гультяев рассказал о возможных технических характеристиках рельсового автобуса на водородном топливе, использование которого позволит радикально снизить вредные выбросы в атмосферу.

Всего в заседании Совета главных конструкторов приняло участие более 40 представителей научных организаций, институтов развития, предприятий железнодорожного машиностроения и компаний, разрабатывающих решения для внедрения водородных технологий.