В рамках Межотраслевой научно-практической конференции «Тормозные системы железнодорожного подвижного состава. Проблемы, решения, перспектива» ОПЖТ задали несколько вопросов исполнительному директору по новой технике – главному конструктору АО «Ритм» ТПТА Алексею Фокину о разработках компании в области нового тормозного оборудования

16.04.2025
17:59

В рамках Межотраслевой научно-практической конференции «Тормозные системы железнодорожного подвижного состава. Проблемы, решения, перспектива» ОПЖТ задали несколько вопросов исполнительному директору по новой технике – главному конструктору АО «Ритм» ТПТА Алексею Фокину о разработках компании в области нового тормозного оборудования.

1. Алексей Николаевич, с какими запросами производителей подвижного состава сталкивается завод при разработке нового оборудования?

Проектируемое вновь тормозное оборудование должно обладать увеличенным ресурсом, повышенной надежностью и более низкой ценой по сравнению с эксплуатируемыми аналогами. Казалось бы, не сочетаемые критерии. Как спроектировать технически более совершенное изделие с более низкой стоимостью? Тем не менее, на протяжении последних 10 лет АО «Ритм» ТПТА поставляет полный комплект тормозного оборудования для грузового вагона всем вагоностроительным предприятиям Российской Федерации и в страны СНГ, успешно конкурируя на рынке. Добиться таких результатов удалось благодаря комплексному подходу.

Совершенствуется не только конструкция, но и технология производства. Например, изделия арматуры соединительной и краны разобщительные собираются на автоматических сборочных линиях. Функции операторов заключаются только в поддержании наличия деталей в бункерах-накопителях и складировании готовых изделий. Тем самым исключается «человеческий фактор» допустить ошибку и снижается себестоимость производства. Другой пример. Особо ответственные детали приборов управления тормозом изготавливаются на оборудовании, которые специально спроектированы под производство данных деталей. То есть применяя более дорогие конструктивные решения для повышения надежности изделия, мы снижаем производственные затраты применяя более совершенные технологии производства. Это только один из примеров. Естественно, производственных процессов и путей совершенствования гораздо больше.

Следующим вариантом запроса потребителей, является разработка изделий с техническими характеристиками, отличающимися от эксплуатируемых аналогов. Например, по запросу АО «Трансмашхолдинг», на основании технических требований ОП ООО «ТМХ Инжиниринг» был разработан авторежим серии 6533 для перспективных моделей почтово-багажных вагонов локомотивной тяги.

2. Расскажите, пожалуйста, бывают ли случаи рекламаций на функционирование вашей продукции в составе поезда? Каким образом вы поступаете с ними?

Рекламационная работа в АО «Ритм» ТПТА регламентирована стандартом предприятия «Обслуживание продукции в эксплуатации». Реализация положений стандарта гарантирует достижение удовлетворенности потребителей путем оперативного реагирования на информацию о несоответствиях продукции, выявленных в эксплуатации в период гарантийного срока. Решение с потребителем рекламационных вопросов по качеству продукции производится в соответствии с «Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы».

Для уточнения причин возникновения рекламаций в структурные подразделения ОАО «РЖД» оперативно командируются компетентные представители предприятия. Основная задача сотрудников в процессе служебных командировок провести объективную оценку состояния неисправного изделия с учетом всех обстоятельств и причин возникновения конкретного рекламационного случая. Только за 2024 год по результатам командирования специалистов АО «Ритм» ТПТА рассмотрено и оперативно урегулировано 80 рекламаций, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов. Зачастую по результатам проведенных комиссионных осмотров оформляются акты об отмене рекламационных случаев из-за исправности тормозного оборудования.

Приведу примеры. На сегодня на гарантийном обслуживании АО «Ритм» ТПТА находятся 252 тысячи воздухораспределителей грузового типа 6540, находящиеся в эксплуатации. За 2024 год в системе учета отказов КАС АНТ зарегистрировано 33 случая, что составляет 0,013%. А по таким изделиям как авторежим 6532, авторегулятор 6581, тормозной цилиндр 6571А отказов не зарегистрировано. При этом в эксплуатации находится около 150 тысяч изделий каждого наименования. Тем не менее, по каждому случаю проводится расследование причин и выработка предупреждающих мер.

Учитывая миллионы гарантийных изделий производства АО «Ритм» ТПТА, находящихся на подвижном составе, длительные (от 2,5 до 8 лет) гарантийные сроки и сложные условия эксплуатации продукции полностью исключить возникновение рекламационных вопросов не представляется возможным. И, как показывает практика, здесь совсем необязательно виновником является предприятие-изготовитель комплектующего изделия. Тем не менее, АО «Ритм» ТПТА проявляет максимальную заинтересованность в объективном рассмотрении и оперативном урегулировании каждого поступающего на предприятие сообщения по качеству своей продукции.

Благодаря активно реализуемой на практике политике в области качества, слаженной работе коллектива и грамотной стратегии руководства, количество рекламаций на тормозное оборудование АО «Ритм» ТПТА, несмотря на значительный ежегодный рост объема гарантийных изделий, имеет постоянную тенденцию к снижению, что подтверждает высокую эксплуатационную надежность изготавливаемой нашим предприятием продукции.

3. Алексей Николаевич, каким образом действующая нормативная база влияет на качество изготавливаемой на предприятии продукции? Расскажите, как вы участвуете в актуализации стандартов в области тормозного оборудования?

При разработке технической документации, при производстве и приемке продукции мы руководствуемся действующими стандартами. Так при наличии стандарта на конкретное изделия тормозного оборудования, требования из стандарта устанавливаются в технических условиях на продукцию. Таким образом, соответствие изделий требованиям безопасности, установленным в стандартах, подтверждаются не только при периодической проверке соответствия, а по каждому изделию при выпуске продукции. При этом требования и методы контроля в технических условиях и методиках испытаний установлены более «жесткие», чем в стандартах. Вышеуказанное направлено на выпуск надежной продукции.

В рамках членства в ОПЖТ, к нам на рассмотрения поступают, как предложения по изменениям в действующие стандарты, так и вновь разрабатываемые. Каждый запрос анализируется и направляется ответ.
К сожалению, из опыта применения нормативно-технической документации мы не раз сталкивались с ситуацией, когда установленные в стандарте требования ограничивают применение перспективных конструктивных решений. Связано это обычно с тем, что при разработке стандарта за основу принимаются технические характеристики уже эксплуатируемого тормозного оборудования. Актуализация стандарта процесс трудоемкий. Поэтому целесообразно в разрабатываемых и актуализируемых стандартах помимо учета характеристик эксплуатируемого оборудования устанавливать перспективные требования, определяющие направление развития техники. Для примера, в настоящее время наше предприятие выступило инициатором внесения изменений в ГОСТ 33724.3-2016 «Оборудование тормозное пневматическое железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля. Часть 3. Автоматические регуляторы тормозных рычажных передач». На разработанные нами предложения об изменении уже получены отзывы. Работа продолжается.