Вводится в действие ГОСТ 34939-2023 «Локомотивы. Требования к прочности и динамическим качествам»

21.03.2023
13:58

Межгосударственный стандарт, разработанный АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), в рамках исполнения Перечня работ по стандартизации ОПЖТ и программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт», распространяется на локомотивы колеи 1520 мм, предназначенные для эксплуатации на железных дорогах со скоростями движения до 200 км/ч (включительно).

С введением в действие ГОСТ 34939-2023 отменяется действующий в настоящее время ГОСТ Р 55513-2013.

Обоснование целесообразности разработки стандарта заключалась в необходимости:

  • расширения требований показателей плавности хода;
  • введения дополнительных требований к прочности кузова (главной рамы);
  • уточнения требований к коэффициентам запаса сопротивления усталости в зависимости от интенсивности эксплуатации локомотива;
  • уточнения величины продольной силы в зависимости от массы локомотива;
  • дополнения требований к продольному ускорению при испытаниях на соударения;
  • расширения номенклатуры съемного оборудования, расположенного на кузове (главной раме);
  • корректировки определения степени наклона левой ветви кривой малоцикловой усталости;
  • корректировки пояснения к уравнению кривой малоцикловой усталости;
  • расширения номенклатуры факторов, определяющих порядок расчета долговечности несущих элементов металлоконструкций локомотивов.

Цель разработки ГОСТ 34939-2023 также заключалась в содействии соблюдению обязательных требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» в части обеспечения безопасности, исключения недопустимого риска причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу и окружающей среде.

Новый стандарт устанавливает требования к динамическим качествам, прочности, жесткости и ресурсу локомотива, расчет показателей динамики и прочности, содержит общие требования к испытаниям, а также виды проводимых испытаний, включает информацию об оценке прочности, а также требования к прочности и динамическим качествам узлов экипажной части и применениям материалам.

В документе установлены следующие термины и их определения: локомотив, несущие конструкции, несущий элемент, эксплуатационные нагрузки, экипажная часть локомотива, базовая часть, мягкое нагружение, жесткое нагружение, рамная сила, максимальная статическая (осевая) нагрузка (на узел первой/второй ступени рессорного подвешивания), непогашенное ускорение, надрессорное строение, галопирование, подпрыгивание, боковая качка, виляние, относ, макротрещина, квазистатическое разрушение, малоцикловая усталость, эквивалентная динамическая радиальная нагрузка.

ГОСТ 34939-2023 разрабатывался с февраля 2021 года. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и неоднократного рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило более двухсот пятидесяти замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО «РЖД» (его структурных подразделений и филиалов), АО «Трансмашхолдинг», АО НО «ТИВ», ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора, АО «УК «БМЗ», АО «ВНИИЖТ», ГО «Белорусская железная дорога», а также от других организаций-членов ОПЖТ и ТК 045.

Протоколом от 20 января 2023 г. № 158-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Узбекистан.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 февраля 2023 г. № 92-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34939-2023 вводится в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2024 г., с правом досрочного применения.

Текст ГОСТ 34939-2023 размещен на сайте Росстандарта. Приобрести официальное издание стандарта можно в ФГБУ «Институт стандартизации». Также доступ к официальному тексту документа можно получить в рамках электронного фонда правовых и нормативно-технических документов системы «Техэксперт» компании «Кодекс».
С 1 сентября 2025 г. вступает в силу межгосударственный стандарт ГОСТ 33761-2016 «Локомотивы. Методика динамико-прочностных испытаний», который разработан на основе ГОСТ Р 55514-2013.