Вводится в действие ГОСТ 35088-2024 «Вагоны пассажирские, локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Метод определения плавности хода»

14.11.2024
14:03

Межгосударственный стандарт, разработанный АО НО «Тверской институт вагоностроения» (АО НО «ТИВ») в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт», распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, моторвагонный подвижной состав (МВПС) и локомотивы и устанавливает метод определения плавности хода. Предназначен для применения при разработке и постановке на производство железнодорожного подвижного состава, включая его модернизацию.

Локомотивы, МВПС и пассажирские вагоны локомотивной тяги относятся к объектам технического регулирования, на которые распространяются требования технического регламента ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

Внедрение нового ГОСТ 35088-2024 позволит ввести единый метод определения плавности хода для тягового подвижного состава и вагонов пассажирских.

Согласно стандарту, плавность хода – способность кузова и системы рессорного подвешивания корректировать колебания, возникающие при движении, обеспечивая уменьшение негативного влияния колебаний на самочувствие людей, находящихся в подвижном составе.

Плавность хода является одной из характеристик ходовых качеств подвижного состава, зависит от интенсивности и спектрального состава ускорений кузова и характеризуется показателем плавности хода (ППХ), выраженным в условных единицах.

Количественное определение показателя плавности хода основано на вычислении интегрального показателя плавности хода с помощью квадратного уравнения Шперлинга.

ППХ определяют по результатам измерений виброускорений в кузове вагона пассажирского локомотивной тяги, или вагона МВПС, или локомотива, выполняемых при проведении ходовых испытаний.

Измерение виброускорений осуществляют с помощью датчиков, производящих электрический сигнал, пропорциональный мгновенному значению ускорения. Сигнал записывается для дальнейшего анализа. Для этого используют аналогово-цифровой преобразователь, который осуществляет многократные выборки аналогового сигнала и преобразует их в последовательность чисел. Для определения ППХ следует проводить компьютерную обработку полученных реализаций процессов ускорений в соответствии с указаниями разделов 8, 9 ГОСТ 35088-2024.

Стандарт устанавливает требования к условиям проведения испытаний.

Испытания проводят на путях, состоящих из прямых участков и участков, имеющих кривые с радиусом не менее 600 м. Все участки пути по показателям геометрии рельсовой колеи должны, как правило, иметь оценку "хорошо" или "отлично" в соответствии с нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.

Допускается проведение испытаний на участках с иным техническим состоянием, если это прямо указано в технической документации объекта испытаний.

Подвижной состав, подлежащий испытаниям, должен соответствовать требованиям технической документации и перед проведением испытаний подвергнут обкатке с пробегом не менее 1500 км для вагонов пассажирских локомотивной тяги и не менее 5000 км для МВПС и локомотивов по ГОСТ 15.902-2014 (пункт 7.6.7).

Определение ППХ осуществляют от половины конструкционной скорости до конструкционной с шагом от 10 до 20 км/ч, если иное не указано в программе испытаний.

Программой испытаний может быть предусмотрено определение ППХ в другом скоростном диапазоне, в т.ч. включающем скорости, превышающие конструкционную.

Положения стандарта регламентируют требования к средствам и точкам измерений, требования безопасности при проведении испытаний, а также правила оформления результатов измерений и оценок плавности хода.

В ГОСТ 35088-2024 установлены следующие термины с соответствующими определениями: показатель плавности хода; реализация процесса; частота дискретизации; период дискретизации; дискретное преобразование Фурье; быстрое преобразование Фурье; спектральная плотность ускорения; разрешение по частоте; оконная функция; бин; длина записи; экипированное состояние локомотива.

Стандарт разрабатывался с ноября 2020 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило около ста восьмидесяти замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО «ВЭлНИИ», АО «ВНИКТИ», ООО «ВНИЦТТ», ФБУ «РС ФЖТ», БелГУТ, а также от других организаций-членов ОПЖТ и ТК 045.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2024 г. № 881-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 35088-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 20 января 2026 г. с правом досрочного применения.

Текст ГОСТ 35088-2024 размещен на сайте Росстандарта. Официальное издание стандарта можно приобрести на сайте ФГБУ «Институт стандартизации» или получить в рамках электронного фонда правовых и нормативно-технических документов системы «Техэксперт» компании «Кодекс».