Журнал «Техника железных дорог» № 4 (44)

Ноябрь 2018
Журнал «Техника железных дорог» № 4 (44)

Содержание номера:

Феликс Винокур: «Мы будем агрессивно идти на растущие рынки»
С 18 по 21 сентября в Берлине проходила крупнейшая в мире выставка железнодорожной техники, на которой впервые трамвайные вагоны были представлены российской компанией – «ПК Транспортные системы», производящей городской электрический транспорт с низким уровнем пола. О трендах в трамваестроении, потенциальных рынках сбыта и преимуществах ГЭТ — в интервью с президентом компании Феликсом Винокуром. (Доступно в pdf)

Маневровая тяга ППЖТ: взгляд потребителей и поставщиков
В начале августа 2018 года после многократных переносов вступили в силу требования Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 000/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» для маневровых локомотивов. Согласно ТР ТС теперь маневровый локомотив, срок службы которого был продлен без проведения модернизации и последующей сертификации, допускаться к эксплуатации не будет. Учитывая влияние вступивших в силу нормативных изменений на экономику, редакция журнала «Техника железных дорог» опросила участников рынка об их отношении к условиям ТР ТС, парке локомотивов, находящихся в эксплуатации, и планах по его обновлению, а также о предлагаемых новых моделях маневровых локомотивов и комплексных услугах для промышленных предприятий железнодорожного транспорта (ППЖТ). (Доступно в pdf)

М. Молинари, Я. Хардер
Перспективы применения КПГ и СПГ на железнодорожном транспорте
История участия железных дорог в разработке и внедрении технологий с применением топлива, представляющего альтернативу бензину и дизелю, насчитывает уже много лет. Все чаще поднимаемые вопросы использования альтернативного топлива (компримированный и сжиженный природный газ – КПГ и СПГ, водород, накопители энергии) на железнодорожном транспорте, его преимущества и недостатки, а также перспективы дальнейшего применения – свидетельство того, что необходимость в подобных проектах очевидна. (Доступно в печатной версии)

Р.С. Смирнов
Водородное топливо: обзор развития инфраструктуры и реализуемых проектов рельсового транспорта
Развитие водородной инфраструктуры способствует росту проектов тяги с использованием водорода. Как показывает анализ уже существующих из них, к 2035 году в мире будет эксплуатироваться более 200 поездов на водородных топливных элементах, что позволит дать практические оценки экономической целесообразности дальнейшего развития данного направления. Такое внимание к водороду в основном связано с поиском баланса между затратами на электрификацию транспортной инфраструктуры и использованием возможностей существующих энергосистем, включающих ВИЭ – гидроэнергетику, энергию солнца и ветра. Практически все проекты финансируются со значительным объемом государственной поддержки. (Доступно в печатной версии)

И.В. Гиркин, А.В. Лукацкий
Вопросы организации беспроводной передачи данных с высокой скоростью в подвижном составе
Программа «Цифровая экономика», принятая в июле 2017 года, определяет цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики. Одной из задач программы является внедрение сетей LPWAN и 5G, в том числе на транспорте, на котором дополнительно применяется Wi-Fi (в основном для подключений мобильных устройств пассажиров). Рассмотрим использование на железнодорожном транспорте указанных технологий беспроводной передачи данных с точки зрения организации высокоскоростной связи с борта состава на наземную инфраструктуру. (Доступно в печатной версии)

А.А. Шкарупа
Промышленность России: итоги III квартала 2018 года
Характеризующие промышленное производство и спрос на промышленную продукции индексы ИПЕМ в III квартале 2018 года продолжили расти относительно аналогичного периода 2017 года. Непрерывная положительная динамика индексов наблюдается с начала 2018 года. Основным драйвером роста остаются добывающие отрасли. В первой половине года за счет поставок на внешний рынок выросла добыча только угля и газа, но в III квартале возобновился и рост экспорта нефти. (Доступно в печатной версии)

Цифровизация ремонта локомотивов: на пороге практических результатов
Одно из наиболее эффективно развивающихся направлений цифровизации железнодорожного транспорта – проект «Умный локомотив» – перешло на новый практический уровень. В сентябре на выставке InnoTrans в Берлине ГК «ЛокоТех» и Clover Group представили следующий этап проекта – систему Clover SmartMaintenance. (Доступно в pdf)

В.С. Коссов, В.А. Гапанович, А.А. Лунин, В.А. Никонов, А.В. Спиров, И.Е. Ильин, Н.Г. Иванова
К вопросу внедрения вагонов габарита Тпр
Одним из основных путей роста грузоперевозок на железнодорожном транспорте является повышение массы поездов. Эта задача может быть решена удлинением составов и станционных путей или увеличением грузоподъемности вагонов. Удлинение станционных путей повлечет огромные затраты на модернизацию инфраструктуры, так что наиболее экономичное решение – использовать для роста грузоперевозок грузовые вагоны повышенной грузоподъемности. (Доступно в печатной версии)

Е.Ю. Семенов, Е.А. Монастырев, С.В. Дмитриев, А.М. Соколов, Р.А. Савушкин, В.С. Лесничий,
О результатах подконтрольной эксплуатации инфраструктуры участка Качканар – Смычка под полувагонами с осевой нагрузкой 27 тс
В соответствии со Стратегией развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года в рамках развития грузового вагоностроения для обеспечения внедрения тяжеловесного движения на сети российских железных дорог ведутся работы, направленные на массовое внедрение грузовых вагонов с осевой нагрузкой 27 тс на существующей железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Первый этап Стратегии предусматривает проведение подконтрольной эксплуатации и мониторинга инфраструктуры замкнутого участка протяженностью 100 км, о котором идет речь в настоящей статье. (Доступно в печатной версии)

В.С. Коссов, Г.М. Волохов, Э.С. Оганьян, М.Н. Овечников,
Нормативная база анализа прочности и ресурса объектов железнодорожного транспорта
Прошедшие с момента образования ОАО «РЖД» годы позволяют с уверенностью говорить, что создание в лице компании единого заказчика подвижного состава позволило сохранить наиболее высокотехнологичные отрасли железнодорожного машиностроения. Были решены задачи по внедрению новых технологий и модернизированы производственные мощности. (Доступно в печатной версии)

Д.В. Шевченко, С.А. Федоров, С.И. Попович,
Методика проектирования несущих узлов грузовых вагонов на примере узла заделки стойки боковой стены полувагона
В целом о надежности конструкции кузова того или иного грузового вагона можно судить по показателям прочности его несущих частей. Для полувагона такими элементами являются шкворневые узлы, торцевые стены, узлы заделок стоек боковой стены. В статье представлена методика проектирования наиболее нагруженных частей грузовых вагонов на примере заделки стойки (ЗС). Методика описывает весь цикл конструирования – от выбора необходимого типа сечения профиля стойки до конкретной реализации, удовлетворяющей всем требованиям нормативной документации. (Доступно в печатной версии)

Статистика железнодорожного машиностроения – III квартал 2018 года
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)

С.В. Покровский, С.Н. Прокофьев,
Потенциал эффективности грузовых электровозов с асинхронными тяговыми двигателями. Экспериментальная оценка тяговых свойств электровоза 2ЭВ120
В отрасли существует мнение, что асинхронный тяговый электропривод по определению обеспечивает локомотиву наиболее высокие тяговые и сцепные свойства. Однако практика показывает, что для реализации действительно высокой тяговой эффективности асинхронный электропривод должен иметь правильно выбранные характеристики и алгоритмы динамического регулирования. Проект электровоза 2ЭВ120 впитал в себя, с одной стороны, многолетний опыт компании Bombardier в части обеспечения высоких сцепных свойств электровозов семейства TRAXX в самых разнообразных условиях эксплуатации, а с другой – детальный анализ особенностей работы магистральных грузовых электровозов на железных дорогах России. (Доступно в печатной версии).

Выездное заседание ОПЖТ по вопросам развития путевой техники
13 сентября 2018 года в Калуге состоялось совместное выездное заседание Комитетов НП «ОПЖТ» по координации производителей компонентов инфраструктуры и путевой техники, а также по экспорту и инновациям. Мероприятие было посвящено вопросам развития путевой техники. В работе приняли участие губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, заместитель председателя коллегии военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев, заместитель начальника Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Всеволод Бабушкин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Геннадий Верховых, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович и др. (Доступно в pdf)

Лидеры качества
2 октября в рамках проходившего в Сочи Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» состоялось награждение победителей конкурса ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем. Дипломы и призы вручал заместитель генерального директора – главный инженер компании Сергей Кобзев. (Доступно в pdf)

Дата публикации: 20.11.2018