НП «ОПЖТ» поздравляет коллег с главным профессиональным праздником – днем железнодорожника!

30.07.2021
11:42

1 августа наступит один из старейших российских праздников, ведущий свою историю еще из 19 века. Праздник работников отрасли был учрежден еще в царской России и был приурочен ко дню рождения императора Николая I. В те годы день железнодорожника праздновался 25 июня. Железнодорожники в этот день отдыхали, а вечером в зале Павловского вокзала устраивался торжественный прием с концертом. После 1917 года праздник был забыт, а с 1936 года перенесен на 30 июля. Позднее день железнодорожника перенесли на первое воскресенье августа.

Железные дороги в царской России, во времена СССР и в нынешнее время занимали и продолжают занимать важнейшее место в транспортной структуре России. В 2020 году на долю РЖД пришлось более 47% грузооборота и 25% пассажирооборота.

О зарождении железнодорожной отрасли в России

Днем рождения российской железнодорожной отрасли считается начало испытаний первого русского паровоза в августе 1834 года. Он был построен механиками и изобретателями Ефимом Черепановым и его сыном Мироном. Паровоз предназначался для транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Паровая машина, названная "сухопутным пароходом", могла перевозить более 200 пудов тяжестей (около 3,2 т) со скоростью 12-15 верст в час (13-17 км/ч).

Через три года была открыта первая железная дорога общего пользования в России. Она соединила Санкт-Петербург и Царское село. Паровозы для нее были заказаны в Англии.

В 1840 году было запущена вторая железная дорога, построенная на деньги польских банкиров и соединившая Варшаву и Скерневице, в 1851 открыта железная дорога Санкт-Петербург-Москва протяженностью 650 километров. При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1524 мм (5 футов) - впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России (с 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1520 мм).
С 1865 по 2004 год железными дорогами в стране ведало Министерство (в 1917-1946 годах - Наркомат) путей сообщения (МПС, НКПС).

К 1916 году сложился каркас современной железнодорожной системы России: были построены все основные радиусы железных дорог Москвы и Санкт-Петербурга, в 1908 году запущено движение по кольцевой железной дороге в Москве (ныне - Московское центральное кольцо, МЦК). Общая протяженность железных дорог, включая подъездные пути, превысила 80 тыс. км.

В 1920-х годах началась электрификация советских железных дорог. Первый электропоезд был запущен 13 мая 1926 года на территории современного Азербайджана по пригородному маршруту между Баку и Сабунчи. Также началось строительство нового для страны вида железных дорог: 15 мая 1935 года начал работу Московский метрополитен.

В 1956 году в СССР был выпущен последний паровоз - П36-0251. К 1980 году железные дороги Советского Союза были окончательно переведены на тепло- и электротягу. В 1984 году в СССР появилось скоростное железнодорожное сообщение.

Министерство путей сообщения
В Российской империи, СССР и Российской Федерации (до марта 2004 года) центральным органом в области управления железными дорогами было Министерство путей сообщения. Оно обеспечивало проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществляло общее руководство в области транспортного сообщения. С 1931 года министерство (наркомат в 1917—1946 годах) занималось исключительно железнодорожным транспортом.

В советское время МПС провело несколько масштабных реформ в области развития и модернизации железнодорожного транспорта – после войны, в 1982 году и в 1991. Последняя программа развития и реконструкции железнодорожного транспорта на период до 2000 года легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.

В 1992 году было образовано Министерство путей сообщения России. Министерству были переданы все структуры, системы управления, предприятия, учреждения и организации МПС СССР в России и за рубежом. В 1998 году постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

В 2001 году в России была запущена реформа железнодорожного транспорта. В рамках нее было ликвидировано МПС, его хозяйственные функции были переданы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД).

ОАО «Российские железные дороги»
30 сентября 2003 года был подписан Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества «Российские железные дороги». Балансовая стоимость передаваемого имущества составила 1 триллион 535 миллиардов 700 миллионов рублей. Подписанием этого документа завершился первый этап реформирования железнодорожной отрасли. ОАО «Российские железные дороги» с 1 октября 2003 года приняло на себя управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте и всю хозяйственную деятельность отрасли.

В 2007 году в рамках реформы отрасли из состава РЖД были выделены грузовые операторы, в том числе Первая грузовая компания (приватизирована в 2011-2012 годах). Наибольшую часть пассажирских перевозок на поездах дальнего следования с 2010 года осуществляет дочерняя Федеральная пассажирская компания. РЖД имеет разные доли в компаниях - операторах пригородных перевозок, ряде других организаций отрасли.

17 декабря 2009 года в первый коммерческий рейс с пассажирами между Москвой и Санкт-Петербургом отправился новый скоростной поезд - "Сапсан".

С 2013 года РЖД эксплуатирует выпускаемые электропоезда "Ласточка", максимальная скорость - 160 км/ч. Они же используются на МЦК (пассажирское движение на московском ЖД-кольце было возобновлено после 80-летнего перерыва в 2016 году).

Один из поездов, который отправляется из Москвы, совершает самый длинный в мире маршрут – более 8 суток, 9 438 км.

В прошлом году компания обеспечила погрузку 1,2 млрд тонн грузов, отправила до места назначения 872 млн пассажиров, вывела на линии более тысячи новых вагонов подвижного состава.

Активный вклад компания внесла в борьбу с COVID-19 – в прошлом году в стационары «РЖД-Медицина» поступило более 9 тысяч пациентов с коронавирусом.

Согласно информации в годовом отчете за 2020 год, «Российские железные дороги» - крупнейший работодатель в России. В рейтинге HeadHunter в 1 квартале 2021 года РЖД находится в топ-15 самых желанных российских работодателей.

Бизнес-модель РЖД (по данным годового отчета компании в 2020 году):

АО «Национальная компания «Қазақстан темiр жолы»
В 1997 году Постановлением Правительства Республики Казахстан было создано Республиканское государственное предприятие «Қазақстан темiр жолы» путем слияния республиканских государственных предприятий - Управления Алматинской железной дороги, Управления Целинной железной дороги, Управления Западно-Казахстанской железной дороги. После этого в компании произошло ряд преобразований – сначала в ЗАО, потом в АО. Также на базе локомотивного хозяйства было создано АО «Локомотив», а весь инвентарный парк вагонов выделен в самостоятельное предприятие - АО «Казтеміртранс». В 2016 году путем разделения перевозочной деятельности и инфраструктуры был создан грузовой перевозчик АО «КТЖ-Грузовые перевозки» (преобразовано в ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» в 2020 году).

Группа компаний АО «НК «ҚТЖ» включает 45 организаций, в которых работает более 145 тысяч сотрудников. Корпоративный портфель Компании представлен пятью блоками:
• магистральная железнодорожная сеть - филиал АО «НК «ҚТЖ» - «Дирекция магистральной сети»;
• грузовые перевозки - ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», АО «Қазтеміртранс»;
• транспортно-логистический блок – группа компаний АО «KTZ Express», АО «Кедентранссервис», ОТЛК-ЕРА, ТОО «Порт Курык» и другие;
• пассажирские перевозки – группа компаний АО «Пассажирские перевозки»;
• профильно – вспомогательный блок - АО «Транстелеком», ТОО «Военизированная железнодорожная охрана», АО «Теміржолсу» и другие.

В прошлом году отметила 90-летие легендарная Туркестано-Сибирская магистраль. Она стала одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Учитывая огромную роль Туркестано-Сибирской магистрали в развитии независимого Казахстана и железнодорожной отрасли, весь 2020 год на железной дороге Казахстана проходил под лозунгом «Турксибу – 90».

За счет увеличения экспорта и транзита грузопоток АО «НК «ҚТЖ» в 2020 году вырос на 3,5%. Пассажиропоток снизился на 54,5% по сравнению с 2019 годом из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Был обновлен пассажирский парк, закуплено 68 новых вагонов.

В 2020 году на развитие железнодорожной инфраструктуры, обновление подвижного состава были направлены инвестиции в сумме 160 млрд тенге (более 27,5 млрд рублей).

ГО «Белорусская железная дорога»
Это государственное объединение, подчинённое Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В его состав 22 юридических лица, 8 обособленных структурных подразделений (филиалов) и 2 зарубежных представительства, где работают более 71 тысячи человек. Аппаратом управления Белорусской железной дороги является Управление Белорусской железной дороги.

Впервые железнодорожное сообщение на территории современной Белоруссии было открыто 27 декабря 1862 года на участке Поречье — Гродно Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги.
За 2020 год погрузка по Белорусской железной дороге составила 83,4 млн тонн, перевезено 125 млн тонн грузов. Пассажирские перевозки в 2020 году составили 3,7 млрд пасс.км, или 59,6% к 2019 году. За прошлый год перевезено 60 млн человек, в международном сообщении - более 0.5 млн пассажиров.

По итогам 2016-2020 годов на баланс БЖД принято 3375 грузовых и 50 пассажирских вагонов.

В локомотивном хозяйстве Белорусской железной дороги насчитывается 757 локомотивов и 457 секций моторвагонного подвижного состава, из них 660 тепловозов, 97 электровозов, 169 секций дизель-поездов и 288 секций электропоездов.

В локомотивном парке БЧ находятся в эксплуатации 19 поездов производства PESA Bydgoszcz и 18 - производства Stadler.

Протяжённость электрифицированных железнодорожных участков составляет более 1200 км, или 23,2% от общей протяжённости железнодорожных линий Белорусской железной дороги.

НП «ОПЖТ» от всей души поздравляет с днем железнодорожника, желаем крепкого здоровья, профессиональных и личных успехов, а также процветания всей нашей сложной и очень важной отрасли!