О создании РГ1 «Бандажи, колеса, рельсы» в рамках ТК 045 «Железнодорожный транспорт»

22.03.2024
14:51

В феврале 2024 г. в рамках технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» организована Рабочая группа «Бандажи, колеса, рельсы» (далее РГ1). Функции ведения секретариата РГ1 взяло на себя ООО «ЕВРАЗ Торговая компания».

В состав РГ 1 ТК 045 13 организаций: ООО «ЕВРАЗ ТК», АО «ЕВРАЗ ЗСМК», АО «ЕВРАЗ НТМК», АО «НСЗ», АО «МСЗ», АО «ОМК», АО «ВМЗ», ПАО «МЕЧЕЛ», ПАО «ЧМК», АО «ВНИИЖТ», ЦП ЦДИ ОАО «РЖД», ЦТЕХ ОАО «РЖД», ПКБ И ОАО «РЖД».

В связи с созданием рабочей группы, ее председатель, вице-президент ОПЖТ, директор по техническому регулированию железнодорожной продукции ООО «ЕВРАЗ ТК» Сергей Палкин дал специальное интервью.

РГ1 «Бандажи, колеса, рельсы» в рамках ТК 045 «Железнодорожный транспорт» была создана в феврале 2024 года. Как будет выстроена работа группы?

Работа группы будет строиться на лучших практиках ТК045, включающих мониторинг применения действующих стандартов в закреплённой области стандартизации, оценку удовлетворённости потребителей продукции, её соответствие актуальным условиям эксплуатации, соответствие продукции достижениям научно-технического прогресса, современному уровню технологической оснащённости производства с последующим внесением предложений в национальные планы стандартизации по разработке, изменению, пересмотру актуальных стандартов, отмене устаревших и неприменяемых стандартов. Внесение таких предложений будет осуществляться после предметного и профессионального обсуждения на заседаниях РГ1, внесения предложений, сформулированных на основе консенсуса участников РГ1, в секретариат ТК045, получения соответствующей поддержки со стороны экспертного сообщества ОПЖТ путём рассмотрения в соответствующих комитетах, подкомитетах и рабочих группах ОПЖТ, а также с учётом мнения экспертов соответствующих подкомитетов ТК 045.

Решение каких вопросов и задач отнесено к компетенции рабочей группы?

Приказом Росстандарта №359 от 13 февраля 2024 года к компетенции РГ1 отнесены следующие объекты стандартизации: бандажи черновые железнодорожного подвижного состава, колёса, центры колёсные колёсных пар железнодорожного подвижного состава, рельсы железнодорожные для железнодорожных путей общего и необщего пользования, технологического железнодорожного транспорта, рельсы остряковые для элементов стрелочных переводов.

Какие цели ставит перед собой РГ1?

Основными целями деятельности РГ1 являются:

  • Гармонизация стандартов с требованиями технических регламентов (ТР ТС) для повышения уровня безопасности и объективности результатов при оценке соответствия.
  • Повышение качества, технологической суверенности отечественного производства для более полного удовлетворения потребностей железнодорожного транспорта.
  • Приведение стандартов в соответствие с новым более высоким уровнем технического и технологического развития производства, более совершенными методами испытаний и оценки соответствия.

Достижение указанных целей будет осуществляться пересмотром в 2024 – 2025 годах ГОСТ 398 на бандажи черновые, пересмотром в этот же период ГОСТ Р 55820 на рельсы остряковые с последующим преобразованием этого стандарта в межгосударственный.

В последующие годы (2025 – 2028) планируется пересмотреть ГОСТ 10791 на колёса железнодорожного подвижного состава в целях приведения его положений к требованиям технических регламентов, а также разработать совместно с коллегами из Республики Казахстан межгосударственный стандарт на рельсы путём внесения изменений в ГОСТ 34222, учитывающие обновлённый национальный стандарт Российской Федерации на рельсы ГОСТ Р 51685 – 2022.

С какими объективными сложностями может столкнуться рабочая группа и какие пути их решения?

К области стандартизации РГ1 отнесены основные взаимодействующие элементы, определяющие сущность железнодорожного транспорта под общим научно-техническим наименованием «колесо – рельс».

Постоянно изменяющие условия эксплуатации, направленные на повышение эффективности железнодорожных перевозок, снижение транспортной нагрузки на экономику, исключения инфраструктурных ограничений для динамичного развития выдвигают новые требования к уровню гармонизации взаимодействия пары «колесо-рельс».

Основой для правильных решений является научно-технические исследования, которые в разобщённом условно конкурентном механизме организации железнодорожных перевозок утратили комплексный характер, учитывающий экономические и социальные интересы страны в целом, а не только отдельных групп выгодоприобретателей.

В гармонизации интересов с учётом развития научно-технического прогресса, технологической оснащённости производителей, в повышении конкурентоспособности продукции не только для внутреннего потребления, но и на мировых рынках, укрепления технологического суверенитета, максимально рационального импортозамещения и заключается главная практическая задача РГ1.