ОАО «РЖД» утверждена Политика в области стратегического управления качеством потребляемых продукции, работ и услуг
2024 год и ближайшее десятилетие в целом несут в себе потребности в качественном подвижном составе и повышении срока службы и надежности элементов инфраструктуры. Скорости, объём грузов, пассажиропоток которые сегодня оперируют не допускают никаких ошибок, особенно в технике. Беспилотное вождение, скоростные магистрали, рост грузовых и пассажирских перевозок – это вызов, на который промышленность должна ответить абсолютно безопасной, надёжной, ремонтнопригодной и качественной железнодорожной продукцией.
Деятельность компании ОАО «РЖД» по обеспечению качества потребляемой продукции направлена на повышение уровня эксплуатационной безопасности и снижение рисков перевозочного процесса для имущества физических и юридических лиц, здоровья и жизни граждан, охраны окружающей среды. Пресечение возможностей для осуществления поставок контрафактной продукции и приведение всей используемой продукции к уровню требований ОАО «РЖД» являются главными задачами управления качеством потребляемой продукции. Реализация этих задач позволит снизить издержки, повысить эффективность управления поставками, улучшить качество обслуживания клиентов и усилить конкурентные позиции ОАО «РЖД».
Для достижения этих целей разработана Политика ОАО «РЖД» в области стратегического управления качеством потребляемых продукции, работ и услуг (далее – Политика), утвержденная взамен ранее действовавшего документа 2009 года.
Политика определяет комплексы взаимосвязанных видов деятельности на основе принципов ISO 22163:2023 «Железные дороги. Система менеджмента качества. ISO 9001:2015 и особые требования для применения в железнодорожной отрасли» в отношении:
- оценки контрагентов;
- обеспечения качества при закупках подвижного состава и сложных технических систем;
- обеспечении качества при проведении сервисного (технического) обслуживания и ремонта продукции;
- формирования цепи поставок;
- стратегического управления взаимодействием с контрагентами.
Развитие цепи поставок, развитие прямых поставщиков и поставщиков второго и третьего уровня осуществляется за счет выполнения требований отраслевого стандарта качества ISO 22163:2023, зарегистрированного для применения на территории Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.11.2023 № 1433-ст.
Система управления качеством в цепи поставок продукции, согласно Политике, формируется на основе процессного подхода и в рамках системы управления качеством, в том числе через:
- выделение и описание процессов управления качеством;
- определение владельцев процессов/подпроцессов;
- установление последовательности и характера взаимодействия этих процессов;
- определение потребности в ресурсах для достижения установленных целей процесса, проведения мониторинга и анализа процессов;
- применение мер по улучшению как отдельных процессов, так и системы управления качества в целом.
ОПЖТ в целях поддержки российских предприятий железнодорожного и рельсового транспорта создало отраслевую Систему добровольной сертификации на основе требований международного стандарта ISO 22163:2023.
Цель СДС ОПЖТ заключается в том, чтобы повысить удовлетворенность клиентов качеством поставляемой продукции и предоставляемых услуг в сфере железнодорожного транспорта. В ходе аудитов систем менеджмента качества предприятий по требованиям международного стандарта проверяется не только и не столько формальное, документарное соответствие требованиям, выражающееся в описании процессов, внутренних регламентов и инструкций, главное – фактическая удовлетворенность потребителей, поскольку в итоге именно она определяет реальные результаты работы производителей продукции железнодорожного назначения, достижение ими поставленных целей.
ОАО «РЖД» ведет анализ эффективности закупок и наряду с критериями цены, сроков поставки, показателей энергоэффективности и ремонтопригодности оценивается важнейшее потребительское свойство – качество продукции. Сегодня холдинг РЖД применяет типовые формы конкурсных процедур с учетом дополнительных критериев по оценке систем управления поставщиков сертифицированных на требования отраслевых стандартов качества в СДС ОПЖТ.
СДС ОПЖТ аккредитовано 3 органа по сертификации по оценке систем менеджмента:
Указанные органы по сертификации располагают штатом высококвалифицированных специалистов с международным опытом работы.
Для оценки продукции в рамках добровольного подтверждения соответствия в СДС ОПЖТ аккредитовано ООО «Центр Технической Компетенции».
Для проведения обучения требований стандарта ISO 22163:2023 в СДС ОПЖТ одобрены обучающие центры:
На данный момент 130 предприятий успешно прошли сертификацию СДС ОПЖТ, в том числе АО «Элара», ООО «Уральские локомотивы», филиалы ОАО «ЭЛТЕЗА», ООО «АВП Технология» и другие (полный список сертифицированных предприятий размещен на сайте СДС ОПЖТ https://opzt.ru/sds-opzht/sertificirovannye-predprijatija/).