В Российском университете транспорта состоялось пленарное заседание Конференции «Безопасности движения поездов»

20.05.2022
09:52

В Российском университете транспорта состоялось пленарное заседание XXI Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». Основная тема мероприятия – «Инновации – основа поступательного развития экосистемы безопасности на железнодорожном транспорте».

На пленарном заседании выступили руководители ведущих организаций железнодорожной отрасли, в т.ч.:

  • Алексей Дружинин, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта;
  • Шевкет Шайдуллин, заместитель генерального директора – начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД»;
  • Валентин Гапанович, президент ОПЖТ;
  • Владимир Тимонин, первый проректор РУТ (МИИТ);
  • Александр Долгий, генеральный директор АО «НИИАС»;
  • Дмитрий Кореньков, первый заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД»;
  • Болат Жардемов, генеральный директор ТОО «Научно-исследовательский центр комплексных транспортных проблем».

Также выступили представители РАН и отраслевых высших учебных заведений.

Участники конференции обсудили вопросы, связанные с безопасностью железнодорожного подвижного состава, а также способы повышения качества его производства и риски, которые возникают из-за изменения режимов эксплуатации.

В ходе своего доклада на пленарном заседании научно-практической конференции президент ОПЖТ Валентин Гапанович отметил, что в России, как и в остальных странах ЕАЭС, в целях обеспечения безопасности применяются технические регламенты. На сегодняшний день в нашей стране есть все необходимые инструменты, необходимые для успешного функционирования российской железнодорожной отрасли в части технического регулирования. Их применение позволит обеспечить безопасность и качество представляемых услуг в текущей экономической ситуации в условиях приостановки доступа России к ряду зарубежных стандартов.

Валентин Гапанович кратко доложил о работе ТК 045, МТК 524 и ОПЖТ в части стандартизации. Он отметил, что 52 разработанных и согласованных в ТК 045 и МТК 524 в 2021 году стандарта охватывают все направления работ и машиностроения в области железнодорожного транспорта. Фонд стандартов, закрепленных за ТК 045 и МТК 524, по состоянию на конец 2021 года насчитывает 412 документов. Около 75% всех разрабатываемых в рамках ТК 045 стандартов носят межгосударственный статус и действуют на территории Евразийского экономического союза и всего пространства 1520.

Он также отметил важность подтверждения соответствия при решении вопросов импортозамещения. В настоящее время в рамках межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 разрабатывается проект ГОСТ «Железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования к составу, содержанию, оформлению, разработке, аттестации, верификации и валидации методик испытаний» с целью установления требований к аттестации методик испытаний.

Президент ОПЖТ рассказал о ключевых проектах объединения, направленных на повышение качества выпускаемой продукции ж/д машиностроения:

  • Система добровольной сертификации (СДС ОПЖТ). ОПЖТ приняло решение о создании национальной добровольной системы сертификации на основе стандарта ISO/ТС 22163. Такое решение принято в т.ч. из-за приостановки взаимодействия с Центром менеджмента IRIS, с 2007 года совместно с ОПЖТ распространявшим европейский стандарт для систем менеджмента качества железнодорожной промышленности ЕАЭС. Национальная система добровольной сертификации ОПЖТ обеспечит повышение качества выпускаемой продукции железнодорожного машиностроения, снизит риски информационной безопасности российских предприятий, защитит от непреднамеренного отключения от системы сертификации, расширит область применения системы, включая в себя весь рельсовый транспорт, сервис и эксплуатацию.
  • Проект «Цифровая экосистема управления жизненным циклом грузового подвижного состава». Это группа взаимосвязанных технологических ресурсов («бесшовная цифровая среда», в которой представлены собственные и партнерские сервисы компаний), которые формируют процесс создания единой цифровой среды управления жизненным циклом. Валентин Гапанович отметил, что проект направлен на обеспечение безопасности продукции в процессе эксплуатации, а также на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов собственников подвижного состава, предприятий – изготовителей грузовых вагонов и их составных частей, а также организаций, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание.
  • Проект «Электронный инспектор». На сегодняшний день в проекте принимает участие 37 предприятий, изготавливающих 15 видов продукции. Более 2 миллионов 400 тысяч деталей внесено в базу данных на сегодняшний день. Реализуемая информационная Система, в том числе, служит защитой от попадания в эксплуатацию контрафактной продукции. Особенностью АС «Электронный инспектор» является доступность валидации проверяемой продукции. Для этого не требуется наличие специального считывающего маркировку оборудования. По уникальному номеру детали (отлитый номер рамы боковой) осуществляется проверка ее наличия в Базе данных АС ЭИ, где подтверждается наличие этой детали в XML паспорте с подписями УКЭП. Проверка электронного документа осуществляется через справочно-информационный интернет-портал государственных услуг Российской Федерации или аккредитованных удостоверяющих центров.

В заключении Валентин Гапанович отметил, что для эффективного повышения безопасности движения поездов необходимо продолжать активную работу по актуализации и разработке стандартов, ввести в действие в 2022 году ГОСТ на методы (методики) испытаний с целью установления требований к аттестации методик испытаний, обеспечить развитие системы СДС ОПЖТ, а также завершить работу по созданию распределенной системы управления жизненным циклом составных частей подвижного состава и активно взаимодействовать с ОАО «РЖД» в части интеграции цифровых систем.